Акция «Хлеб – всему голова!»

для детей  и родителей старшего дошкольного возраста МБДОУ – детский сад «Радуга» р.п. Лысые Горы Лысогорского района Саратовской области.

Цель: приглашение  детей, родителей к размышлению на тему «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу».

Задачи: способствовать формированию осознания необходимости бережного отношения к хлебу,  к труду хлебороба; формирование у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности; предоставить возможность поделиться семейным опытом по использованию чёрствого хлеба; формировать привычку правильно питаться.

 Форма проведения: круглый стол.

Участники: воспитатели, дети и их родители.

План проведения:

1.Вступительная часть:

-Дискуссия  с родителями «Здоровый хлеб».

2.Совместное  валеологическое развлечение «Хлеб»:

- Познавательная игра «Хлеб – всему голова!»;

- Психогимнастика «Колос растёт»;

- Игра с Карлсоном «Забавный мяч».

 Чаепитие.

3.Заключительная часть:

- Подведение итогов конкурса плакатов с призывом к бережному обращению с  хлебом с последующим распространением их в детском саду, поселке: в столовых, в магазинах; лучшего  рецепта приготовления оригинальных хлебобулочных изделий.

- Рефлексия.

Ход мероприятия:

1.Вступительная часть.

    Звучит музыка. Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас нашем зале. Тема нашей сегодняшней встречи – «Хлеб – всему голова!»

- Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далёкие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах (обращает внимание на выставку - от сухаря до пышного каравая) румяный, пышущий солнечной  и земной энергией.

 Перед воспитателями и родителями стоит важная и нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определённого поведения детей. Дошкольникам свойственно подрожать взрослым, поэтому контролируйте при детях своё отношение к хлебу.

   Ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас, берите столько хлеба в магазине, сколько может съесть.

Дискуссия  «Здоровый хлеб».

Наши прадеды говорили:  «Хлеб – всему голова!», «Хлеб — Дар Божий». Но пекли они его отнюдь не на термофильных дрожжах. Эти дрожжи появились незадолго до войны. крестьянские

 Знаменитые закваски готовили из ржаной муки, соломы, овса, ячменя, пшеницы. До сих пор в глухих деревнях сохранились рецепты приготовления хлеба без сегодняшних дрожжей. Именно такие закваски обогащали организм органическими кислотами, витаминами, минеральными веществами, ферментами, клетчаткой, пектиновыми веществами, биостимуляторами.

   Выпечка хлеба в народной кухне была своеобразным ритуалом. Секрет его приготовления передавался из поколения в поколение. Практически каждая семья имела свой рецепт. Готовили хлеб примерно один раз в неделю на различных заквасках: ржаных, овсяных. Хотя хлеб получался грубее, но использование неочищенной ржаной муки способствовало сохранению в нем всех полезных веществ, которые содержатся в злаках. А при выпечке в русской печи хлеб приобретал незабываемый вкус и аромат. Такой хлеб не зачерствеет и не заплесневеет и через год.

  Вот уже несколько десятилетий хлеб пекут по-другому. И используют для этого не природные закваски, а выдуманные человеком термофильные дрожжи, сахаромицеты. Технология их приготовления - антиприродная. Производство пекарских дрожжей основано на размножении их в жидких питательных средах. Мелассу разбавляют водой, обрабатывают хлорной известью, подкисляют серной кислотой и т. д…, к тому же, если учесть, что в природе существуют естественные дрожжи, хмелевые, например, солод и т.д.

    Давно уже забили тревогу учёные всего мира. Раскрыты механизмы негативного воздействия термофильных дрожжей (сахоромицеты) на организм.

Использование в пищу продуктов, приготовленных на основе термофильных дрожжей, способствует образованию сгустков песка, а затем и камней в желчном пузыре, печени, поджелудочной железе, образованию запоров и опухолей. Секрет органов пищеварения утрачивает свою защитную функцию и снижает пищеварительную. Недостаточно усваиваются и синтезируются витамины, не усваиваются в должной мере микроэлементы и важнейший из них - кальций.

   Куда исчезла мука из цельного зерна, из которой пекли хлеб наши предки? Только мука из цельного зерна содержит в себе витамины группы В, микро- и макроэлементы и зародыш, который обладает фантастическими лечебными свойствами. Рафинированная мука лишена и зародыша, и оболочки. Вместо этих, природой созданных, целебных частей зерна в муку добавляют всевозможные пищевые добавки, химическим путём созданные заменители, которые никогда не смогут выполнить то, что создано самой природой.

   Вся современная мука проходит процесс «тонкого помола», в результате которого и получается «мука высшего сорта». Промышленные мукомольные машины при трении так нагреваются, что уничтожают все витамины. При

 «очистке» и рафинировании муки (которое проводят для того, чтобы она была белой) из нее удаляется более 25 полезных веществ. И даже если муку потом «обогащают», то возвращается в нее только третью часть прежнего количества железа и витаминов В1 и В3.

   Рафинирование — процесс дорогостоящий, затратный, при этом убивающий живую силу зерна. И нужен он только для того, чтобы как можно дольше сохранить муку от порчи. Мука цельная не может долго храниться, но этого и не требуется. Учёные предлагают  хранить зерно, а из него по мере надобности можно приготавливать муку.

  Чтобы восстановить «здоровый хлеб», нужно вернуться к выпечке хлеба с помощью дрожжей, существующих в самой природе, в хмеле, солоде. Хлеб на хмелевой закваске содержит все незаменимые аминокислоты, углеводы, клетчатку, витамины Bl, B7, РР; минеральные вещества: соли натрия, калия, фосфора, железа, кальция, а также микроэлементы: золото, кобальт, медь, которые участвуют в образовании уникальных дыхательных ферментов.

   Видимо, неслучайно хлебные колосья называют золотыми. Хлеб на хмелевой закваске даёт максимальный сокогонный эффект, т. е. активно извлекает из поджелудочной железы, печени, желчного пузыря ферменты и другие, необходимые для полноценного пищеварения вещества, улучшающие моторику кишечника. Человек, употребляющий такой хлеб, наполняется энергией, перестаёт болеть простудными заболеваниями, у него выправляется осанка, восстанавливается иммунитет.

  Информация о вреде употребления хлебопродуктов из пекарских дрожжей медленно, но верно входит в сознание людей. Многие пекут хлеб сами. Начинают открываться мини- хлебопекарни. Этот недрожжевой хлеб пока дорог, но исчезает мгновенно.

  Вы хотите есть здоровый хлеб? Для начала, нужно прийти к мысли о том, что нужно начинать печь хлеб самостоятельно. Для этого вполне подойдет духовка. Можно так же использовать хлебопечку. Из цельной муки можно приготовить не только хлеб, но и пироги или даже торты. Только в этом случае вам вместо хлебопечке нужно будет готовить их в духовке.

2. Совместное валеологическое развлечение «Хлеб»

Дети  с колосками в руках заходят в зал под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями, садятся радом с родителями.

 Воспитатель.

 Хлеб в старину называли «жито», от слова «жить». Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слово «хлеб». Это слово «жизнь».

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как небо на всех.

  За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

    Хлеб по праву называли святым. И таких понятий в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб…. Русский человек всегда верил в его святость, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывают.

   По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения. Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её, ещё большим грехом – растоптать ногами.

   Пора нам подумать: а как мы  на самом деле относимся к хлебу?: Любовно? Бережно? Или не очень, оттого, что он нам сейчас достаётся легко?

Познавательная игра «Хлеб – всему голова!»

Предлагаю родителям  ответить на простые и сложные  вопросы. Готовы ли вы отвечать?

 - Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и пушистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

- Из чего варят геркулесовую кашу? Назовите злак.(Овёс.)

 - Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба. (Каравай).

 - Какие цветы растут среди колосьев ржи и пщеницы? (Васильки.)

- Какой хлеб пекут на Пасху? (Кулич.)

_ Из какой муки был испечён Колобок? (Из ржаной.)

- Как называется пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста? (Баранка.)

-Верите ли вы, что возраст самого древнего хлеба оценивается в 3,5 тысячи лет? (Да.)

- Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мёд и пряности.)

-А теперь предлагаю ответить на вопросы ребятам, а родители помогут вам.

- Какой бывает хлеб?

- Какой хлеб ты любишь?

 Предлагаю рассмотреть колосок:

-  Весь из золота отлит, на соломинке стоит; на соломинке дом, сто ребяток в нём?

-Как вы думаете, что это за ребята?  (Предположения детей.)

-Где растут колоски? (В поле.)

- Что делают из этих зёрнышек? (Муку.)

- А что делают из муки? (Хлеб, плюшки, пирожки и т.д…)

- Кто печёт хлеб? (Пекарь.)

- Если у вас остался хлеб, что вы с ним можно сделать? (Ответы детей.)

- Расскажите, что значит «Бережно обращаться с хлебом?» (Ответы детей.)

- Вы молодцы, правильно ответили на все вопросы.

Психогимнастика «Колос растёт».

Воспитатель:

- Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище. Опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.

- Какие замечательные колоски у нас выросли!

- Как много муки из них получится!

Игра с Карлсоном «Забавный мяч».

В зал влетает Карлсон.

Карлсон:

- Простите, можно тут приземлиться?

Воспитатель:

- Чего?

Карлсон:

- Чего, чего…Посадку давай!

Воспитатель:

-Конечно, конечно.

Ребята, кто это?

Дети: Карлсон!

Карлсон:

- Да, это я, Карлсон, который живёт на крыше! Но вы можете звать меня просто Карлсон. Я прилетел сюда не просто так. У меня на крыше весь запас плюшек и ватрушек закончился.

Воспитатель:

-Карлсон, у нас сегодня столько ватрушек – на всех хватит! И для тебя, и для ребят.

Воспитатель:

- Карлсон, а  что можно ещё испечь, приготовить из муки?

Карслон: Самое главное – это ватрушки!

Воспитатель предлагает Карлсону поиграть с ребятами  в игру «Забавный мяч» и узнать, что можно печь из муки.

Каждый ребёнок  при бросании мяча,  отвечает Карлсону, какие он знает хлебобулочные изделия.

Карлсон:

- Я теперь  понял, сколько всего можно приготовить, если у вас на кухне есть мука. Хлеб не только вкусный, но и  полезный, в нём содержится много витаминов. Цените хлеб, берегите его!

-А теперь пришло время и подкрепиться, я уже хочу свои плюшечки!

Воспитатель:

- Ой, где же они? Специально для тебя и для ребят наши родители приготовили целую ярмарку с хлебобулочными изделиями. Но почему-  то я их не вижу!

Карлсон:

- Спокойствие, только спокойствие! Ведь у меня с собой есть отличный плюшкоискатель!

Ребята и Карлсон ходят по залу и находят хлебобулочные изделия.

Карлсон:

-Предлагаю помыть руки и всем угоститься!

Чаепитие.

3.Заключительная часть.

Подведение итогов

Награждение сертификатами за участие  и победу в  конкурсе плакатов с призывом к бережному обращению с  хлебом, лучшего  рецепта  хлебобулочных изделий.

Воспитатель:

- Если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе ни занимал, не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.

    Наше мероприятие, посвящённое акции «Хлеб всему головам!» подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься  о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарным тем, кто растит хлеб.

    Будьте счастливы и полны оптимизма! Вы заслуживаете самой хорошей и достойной жизни, и она обязательно у вас будет. Хлеб и мир вашему дому!

Рефлексия.

Родители и дети берут карточки и крепят к доске:

- кто узнал много нового и было интересно – солнышко;

- кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой;

- кому было скучно – дождик.                     

Литература:

1.А.Г. Агрушанова, Е.Н. Вавилова, В.В. Гербова и др. Обучение детей в дошкольных учреждениях села. Под ред. А.С.Алексеевой. – М.- Просвещение, 1990;

2.Н.В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.: ЦГЛ, 2005;

3.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С., 2008;

4.Журнал Ребёнок в детском саду № 3 2009 г. Статья: Исследовательская деятельность детей;

5.Журнал Ребёнок в детском саду № 5, 2008 г. Статья: Как растёт хлеб;

6. Г.В. Лунина. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2004.