Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
По оздоровлению дошкольников коллектив ДОУ работает по программе «Будь здоров, малыш!», принятой на педагогическом совете (протокол № 5 от 21.05.2015 года). Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий.
Таблица 1
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
|||
Динамические паузы |
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Воспитатели |
Подвижные и игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. |
Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. |
Воспитатели |
Релаксация |
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. |
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
Технологии эстетической направленности |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. |
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса |
Воспитатели, родители |
Гимнастика пальчиковая |
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно |
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Воспитатели |
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Воспитатели |
Гимнастика дыхательная |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Воспитатели |
Гимнастика бодрящая |
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. |
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ |
Воспитатели |
Гимнастика корригирующая |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Воспитатели, мед.работник |
На период с 01.09.2015г. по 31.05.2016г. заболеваемость воспитанников младшей группы в среднем составляет 13,6%.
Из этого следует, что к концу года количество случаев заболеваемости, по сравнению с началом года, значительно уменьшилось. На ноябрь 2014 года и февраль 2015 года пришлось наибольшее количество случаев непосещения детьми второй группы раннего возраста детского сада.
Из таблицы № 2 видно, что средняя посещаемость детей во второй группе раннего возраста МБДОУ – детский сад «Радуга» с 01.09.2014 г по 31. 05.2015 г составляет 86,4%.
Таблица 2
Месяц, 2014-2015 |
Заболеваемость % |
Посещаемость % |
Сентябрь |
18,1 |
81,9 |
Октябрь |
11,7 |
88,3 |
Ноябрь |
25 |
75 |
Декабрь |
8,2 |
91,8 |
Январь |
10,6 |
89,4 |
Февраль |
22 |
78 |
Март |
17,8 |
82,2 |
Апрель |
6,2 |
93,8 |
Май |
2,8 |
97,2 |
Итого (средняя) |
13,6 |
86,4 |
Следует отметить, что общая посещаемость детей была достаточно стабильной. Это объясняется тем, что почти все дети достаточно легко адаптировались к условиям детского сада.
Вывод:
Проанализировав в комплексе состояние здоровья воспитанников, можно сделать вывод, что в группе прослеживается положительная динамика состояния здоровья детей. Можно сказать о том, что это результат качественной работы педагогов в этом направлении.
Однако необходимо систематически осуществлять комплексный и дифференцированный подход к каждому ребенку при проведении оздоровительных и закаливающих мероприятий; осуществлять систематический качественный контроль со стороны медицинского персонала за реализацией комплексного плана оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.
Случаев травматизма воспитанников за анализируемый период не было. Озабоченность вызывает наличие инцидентов, которые происходят в результате случайных стечений обстоятельств, преднамеренных или непреднамеренных действий детей (столкновения во время бега, падение во время игр, бросание друг в друга предметов).
Единственным способом для их сокращения мы выделяем в сосредоточении усилий в работе с родителями на формировании личности безопасного типа (безопасной для других и для себя).