Результаты нервно-психического развития детей раннего возраста
(по результатам адаптации).
В период с 01.09.2014г по 31.05.2015г в младшей группе «Пчёлки» возраста проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения (адаптации). В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:
- эмоциональное состояние;
- социальные контакты с взрослыми и детьми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
За данный период времени в группу поступило 20 детей от 1,8 до 3 лет.
Изучение течения адаптации детей проводилось по методу для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.
Определение степени социальной адаптации ребенка в ДОУ было проведено с помощью анализа адаптационных карт детей, в результате чего были получены следующие данные:
Количество детей |
Формы адаптации |
||
Лёгкая |
Средней тяжести (условно - благоприятная) |
Тяжелая (неблагоприятная) |
|
20 |
7 детей |
11 детей |
2 детей |
|
35% |
55% |
10% |
Таким образом, 7 детей (35%) адаптировались в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания. В течение месяца у детей нормализовалось поведение, они спокойно и радостно начали относиться к детскому коллективу. Аппетит снижался, но не на много, и к концу первой недели достиг обычного уровня, сон наладился в течение одной-двух недель. К концу месяца у малышей восстановилась речь, интерес к окружающему миру, вернулось желание играть. Дети стали достаточно активны, но не возбуждены. Снижение защитных сил организма выражалось незначительно, и к концу 3-й недели восстановилось. Острых заболеваний не возникало.
У 11 детей (55%) острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1- 2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Сон и аппетит восстановился через 30 – 50 дней, настроение было неустойчиво в течение месяца, значительно снижалась активность: малыши становились плаксивыми, малоподвижными, не стремились исследовать новое окружение, не пользовались приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держались до полутора месяцев. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
У 2 детей (10%) адаптация прошла тяжело. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. Дети плохо засыпали, просыпались со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования они были подавлены, не интересовались окружающим, избегали других детей, было ярко выражено пристрастие к личным вещам. По истечению 3 месяцев у поведение нормализовалось. У второго ребенка группы фаза адаптации ещё не завершилась по причине не посещаемости ДОУ по болезни.
По результатам наблюдений, на данный момент, у большинства детей (95%) эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях с взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появились элементы сюжетно – ролевой игры.
В период адаптации педагоги приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Был налажен тесный контакт с родителями, проведено анкетирование для родителей с целью того, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, подготовлена наглядно – текстовая информация в уголке для родителей по теме: «Адаптация ребенка к детскому саду».
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей во второй группе раннего возраста прошла относительно благополучно.