«Быть готовым к школе – не значит уметь

читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть

 готовым всему этому научиться».
Венгер Леонид Абрамович.

Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует.

Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:

 1. Социльный мотив
Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться: это нужно и важно
2. Учебно- познавательный
Желание научиться чему-то новому; интерес к новым знаниям
В школе я узнаю много нового
3. Оценочный
Занимается, потому что за это хвалит взрослый.
Я хочу в школу потому, что там буду получать только «5»
4. Позиционный
Занимается тогда, когда много атрибутики
Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие. Мне купят пенал, тетради, портфель
5. Внешний, не связанный со школой
Занимается тогда, когда на этом настаивают
Пойду в школу потому, что так мама сказала
6. Игровой мотив
Хорошо занимается лишь тогда, когда обучающий процесс построен в виде игры
Хочу в школу потому, что там можно играть с друзьями.

 Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, Зная, какой мотив является преобладающим у ребенка, можно судить о том, из-за чего ребенок хочет пойти в школу, что его больше привлекает в учебной деятельности и то, насколько легко ему будет привыкнуть к новой образовательной ситуации.

Если у ребёнка высокий    уровень мотивационной готовности, когда позиция школьника сформирована,  как правило, он легко адаптируется к новым условиям, принимает незнакомые школьные нормы и правила, а также авторитет учителя, обучение дается ему без особых усилий. Он осознает, для чего ему нужно ходить в школу, он с радостью приходит туда изо дня в день, стремясь к получению новых знаний.

У детей со средним уровнем мотивации, когда  позиция школьника формируется, или не сформирована, обычно нейтральное отношение и средний интерес к школе. Они без особой охоты посещают школу, у них пока недостаточно сформирована внутренняя позиция школьника. Для того чтобы повысить уровень мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, необходима активная комплексная работа как со стороны родителей, так и со стороны педагогов:

  • Учить ребёнка самостоятельности,
  • Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».
  • Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.
  • Научить сравнивать результат с образцом.
  • Научить исправлять свои ошибки (ошибка – это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок).
  • Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).
  • Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).

Основа мотивационной готовности формируется в семье, в повседневной ее жизни, в отношении взрослых к своей социальной роли родителей, тружеников, членов общества, граждан своей страны.

Что мы практикуем в детском саду:

Используем различные формы и методы работы:

-играем в сюжетно-ролевую игру «Школа»,
- знакомим с букварем, с основными атрибутами школьной жизни (подбираем  развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»).

- проводим прогулки к зданию школы,

-экскурсии в школу,
- экскурсию в класс,

-встречи с первыми учителями,
- экскурсию в школьную библиотеку,
- досуги совместно с школьниками. Показ школьниками театрализованного представления.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
- беседовать о школе,
- читать рассказы, загадки, стихи школьной тематики,
- рассматривать картинки, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
- рисование школы,

-рассматривание своего фотоальбома школьной жизни, рассказы об интересных событиях, когда вы ходили в школу.
   Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

А самое главное, не запугивайте ребенка школой! Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, «даже двух слов сказать не можешь…», «Там тебе покажут!». Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.


Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Ошибка родителей №1
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

 

Ошибка родителей №3
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №9
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

 

  Таким образом, мы вместе  должны помочь мотивировать ребёнка к школьному периоду,  показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать от учителей, и он пойдёт  с радостью в школу, если, мы –педагоги и  родители будем помощниками в этом.