Консультирование по запросам родителей детей раннего возраста на тему:

«Поможем ребёнку заговорить»

Речь — это сложная функция головного мозга, для развития которой необходимы время и благоприятные условия. Речь — это не только то, что ребенок говорит. Он слышит, понимает, общается и только потом говорит. Речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Актуальность проблемы определяет цель нашей консультации.

 Цель: развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального развития ребёнка раннего возраста.

Если Вы замечаете, что по каким-то параметрам речь малыша отстаёт от нормативных показателей, это ещё не повод для паники, потому что норма - это всегда нечто усреднённое. Однако обратиться к специалисту будет не лишним: если своеобразие речевого развития - это просто особенность вашего малыша, специалист это увидит и успокоит вас, ну а если есть основания для коррекции -  вы также будете об этом в курсе и получите необходимые рекомендации или занятия. 

При подготовке консультации необходимо побеседовать с ребёнком, его родителями, педагогами. Всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения проблемы.

План консультации «Ребёнку два,  а он молчит».

1. Что может повлиять на развитие речи?

(Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы, инфекции, расстройства аутистического спектра — РАС, травмы головы, педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. )

Беседа педагога с родителями после наблюдением за ребёнком.

2. Как развивается речь?

Нормативные показатели развития речи от 2-3 лет. Родителям малышей о диагностике речевого развития. Результаты диагностики речевых нарушений.

3.Что делать, если речь развивается не по плану?

Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачам, специалистам.

4. Как помочь заговорить детям без осложнений?

Игры, которые лечат и помогут заговорить.

Выполнение игровых практических упражнений и заданий для  профилактики речевых  нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий у детей раннего возраста.

5. Рекомендации – памятка «Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка раннего возраста».

Примеры игр,  которые лечат и  помогут заговорить  ребёнку.

    Для чистого звукопроизношения необходим сформированный артикуляционный аппарат, то есть подвижные органы- язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если, занимаясь спортом, тренируются и развиваются мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно по аналогии тренировать и мышцы артикуляционного аппарат а (язык и губы).

Для этого применяем игры и упражнения здоровьесберегающих технологий:

1. Выполнение артикуляционной гимнастики с ребёнком можно предупредить появление речевых нарушений. Даже если ребёнок нормально говорит, то артикуляционная гимнастика только усовершенствует работу мышцы органов речи. Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста проводится как пассивная, так и активная. Подбирать упражнения необходимо от простых к более сложным.

Гимнастика пассивных движений органов артикуляции , который выполняет взрослый, способствует формированию произвольных движений речевой мускулатуры. Например: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы; поднимание верхней губы вверх к крыльям носа, обнажая дёсна.

Упражнение повторяются 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Активная гимнастика выполняется в медленном темпе перед зеркалом. Когда ребёнок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало убирается. Привлекая игрового персонажа выполняя гимнастику для язычка. Например, покажем как: «мишка рычит», «поёт птичка», «лошадка скачет».

2. Развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует множество потешек,  в которых сочетаются речь и движения рук.

Используем сказкотерапию, например «Курочка ряба», в ходе которой тоже сочетаем движения рук и речь.

3. Правильное речевое дыхание способствует чёткому произношению звуков. Поэтому прежде тем как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики, необходимо сделать упражнения для развития речевого дыхания. Все упражнения помогают выработке плавного выдоха и способствуют быстрому освоению труднопроизносимых звуков. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать, чтобы щёки не надувались. Выдох должен плавным, длительным

Например: упражнение «Ветерок» (полянка занесена снежниками., подуем тихо «Ф», потом подуем, как ветер дует сильно «В»; упражнение «Ёлочка гори!»; игра «Футбол» (дуем на мяч из ваты, пытаясь забить гол , игра «Шторм в стакане» (подуем, через соломинку, чтобы вода забурлила, при этом, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны), игра «Развесили ангелочка» (дуем на ангелочка, чтобы он вращался).

Памятка для родителей

      Бывает так, что ребёнок  двух  лет молчит. Или говорит, но так мало и или непонятно, что этого явно недостаточно для обеспечения его возрастающих потребностей в общении и познании. Для того, чтобы помочь  в этом вопросе, Вам поможет памятка: «Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка раннего возраста».

1.Не паниковать! Если ваш малыш ничего не говорит, у каждого ребёнка свой путь речевого и коммуникативного развития.

2.Не сравнивать вашего ребенка с другими детьми, а подмечать его развитие.

3.Если что-то действительно идет не так — собраться с духом, осознать, что у ребенка есть речевые проблемы, и начать их решать.

4.Для развития речи необходимо, чтобы малыш наблюдал за вашей мимикой и жестами, смотрел Вам в глаза. Один из способов наладить зрительный контакт с неговорящими малышами — накрасить губы яркой помадой, чтобы привлечь внимание к артикуляции.

5.Много говорите  вслух. Читайте ребёнку, беседуйте, рассматривая картинки. Речь должна быть эмоциональной, так как интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.

6.Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.

7.Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.

8.Играйте со звуками. Шумелки, трещалки, шуршалки - отличные инструменты для развития речи! Дело в том, что, прежде чем научиться различать звуки речи, ребёнок должен научиться различать звуки вообще, так устроен наш мозг. 

9. Сочетайте фольклор. Потешки, песенки, прибаутки — это не только стихи, но и игры с ребенком, которые сопровождаются движениями его ручек и ножек, массажем.

10.Выключаете мультики или  сокращайте  время просмотра, строго регламентируя его.

11.Позволяйте  ребенку свободно передвигаться. Физическое развитие — основа для психического: чем больше ребенок двигается и чем разнообразнее его сенсорный опыт, тем быстрее в мозге формируются нейронные связи и развиваются отделы головного мозга.

12.Двигательные умения, хорошая артикуляция и правильное дыхание, развитый слух, зрительный контакт и понимание — все это предпосылки к полноценной и сформированной речи вашего ребенка и, следовательно, к появлению у него первых слов и фраз.

13.Если Вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

14. Поощряете общение малыша с другими детьми, особенно «говорящими» и, конечно, любите своего ребенка!

Надеюсь, эта памятка будет для Вас полезна!