«Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы»

Воспитатель высшей категории:

 Сорочкина Е.В.

МБДОУ-детский сад «Радуга»

р.п. Лысые Горы
 Саратовской области

   ФГОС ДО в дошкольных учреждениях введён в действие с  2013 года  и с 1 января 2014 года вступил в силу приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».Наше дошкольное учреждение участвовало в проекте введения ФГОС ДО с 2014 года и реализует стандарт уже  в течение 2 лет.

   Введение стандарта дошкольного образования  позволит  предъявить единые требования к системе  дошкольного образования и обеспечить преемственность его с начальным общим образованием. И это не случайно, так как в Законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью общего образования.

   Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальное отличие  стандарта заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат, ставящий главной целью формирование успешной личности воспитанника. Что это значит?

А это значит  не учить, а мотивировать, развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать», позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы, имея право на ошибку. То есть к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребёнка должно появиться желание учиться.

  По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть.

  Реализация Программы в формах, для детей определенной возрастной группы, осуществляется, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

   В связи с тем, что ребёнок теперь рассматривается исключительно как «человек играющий» многие методики и технологии пересматриваются  и переводятся  с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень.

   Требований от ребёнка  конкретных образовательных достижений выставляться больше не будет. Не  подлежат воспитанники и оцениванию, в   том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).Мониторинг нужен педагогам для  ориентира конечной цели их деятельности, работы на будущее.

   В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Педагоги  не перестанут заниматься с детьми. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, и что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

  Кроме того, дошкольные учреждения, согласно ФГОС, должны обеспечивать создание образовательного пространства – развивающую ребёнка, предметно-пространственную среду (в здании, на участке). Для решения этих целей в детском саду нужны учебные оборудования: интерактивные доски, компьютеры, мультимедийные оборудования, различные пособия и оборудования, обучающие воспитанников  в игровой форме.

   Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними.  Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

  Если мы говорим о дошкольном образовании как о периоде подготовки ребёнка к школе, то мы должны понимать, что главная задача дошкольного образования охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

   Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.

   Результаты освоения Программы определяются целевыми ориентирами (указанными в пункте 4.6 ФГОС ДО), выпускника ДОУ  инициативной, самостоятельной, уверенной в своих силах личностью; с положительным отношением к себе и другим, развитым воображением, способностью к волевым усилиям, любознательностью.

   Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» .Статья 44 «Закон об образовании в РФ»: «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

    ФГОС ДО ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями, как активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

К сожалению, реалии сегодняшней жизни таковы, что многие родители, по тем или иным причинам, недостаточно времени уделяют своим детям.

А  может  ФГОС дошкольного образования изменить эту ситуацию?

    Апробация всего нового - дело трудное, я хочу пожелать всем педагогам терпения, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения и обрести уверенность в собственных силах по воплощению нового федерального государственного образовательного стандарта, гарантирующей успех маленьким россиянам. Важно не то, чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст.