Практикум с педагогами

«Применение методов ТРИЗ и РТВ в развитии речи дошкольников».

Целевые установки:

-помощь педагогам  в применении  методов и приёмов ТРИЗ и РТВ  в развитии речи дошкольников.

-повысить компетентность в сфере инновационных технологий;

Задачи:

1.Рассмотреть  терминологию технологии ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ  в мини – лекции  «Нетрадиционные методы и приемы - технологии ТРИЗ и РТВ в дошкольном образовании» (терминология).

2.Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и РТВ:

-мозговой штурм;

-круги  Луллия;

- методика работы с моделями по составлению загадок;

-методика фокальных объектов и решения проблем.

Оборудование:

Круги Луллия, (картотека к играм по развитию речи);  таблицы  для составления загадок, карточки проблемных ситуаций, ручки, карандаши. 

Мини – лекция

«Нетрадиционные методы и приемы - технологии ТРИЗ и РТВ в дошкольном образовании» (терминология).

ТРИЗ - образование является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов).

Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н. ТРИЗ, как и другие системы, развивается. 

ТРИЗ сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ:

 ТРИЗ— классическая ТРИЗ - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.

- РТВ — развитие творческого воображения - направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

-ТРТЛ - теория развития творческой личности - направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.

   Применение схематизации в сочетании с приемами ТРИЗ-РТВ с дошкольниками, способствует обогащению активного словаря, развивает умение детей дифференцировать грамматические формы, создает предпосылки для расширения образного и логического мышления, памяти и внимания, мелкой моторики. Использование методов РТВ не требует особых материальных вложений, так как для работы нужны только предметные картинки.

   Остановимся на применении некоторых методов развития воображения в работе речевого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Мозговой штурм.

Метод является средством формирования диалогической речи. Ребенок должен владеть достаточным словарным запасом, элементарными лексико-грамматическими навыками. Начинать вводить мозговой штурм лучше с бытовых или сказочных ситуаций. Темы могут быть такими: «Как спасти репку, если летом выпал снег?».

Самостоятельное практическое задание №1 на тему:

«Как достать сыр мышкам, если рядом кот» и др.

Игры на знакомство с противоречиями.

 «Кто впереди» Дети делятся на две команды. Выбирается объект для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах этого объекта и делает шаг вперед. Другая говорит о его негативных свойствах и тоже делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишной черте.

 

    В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:

- формировать фонетический слух;

- обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать связную речь.

А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

         Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Предлагаю одну из систем упражнений с кольцами Луллия  для индивидуальных и групповых заданий по развитию речи.

«Объект и его место расположения»

1. «Назови место обитания»

Цель:  познакомить детей правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.

На большом круге кольца Луллия схематично изображены места обитания живых существ – птиц и животных.

1. Лес

2. Теплое море

3. Поле

4. Небо

5. Пустыня

6. Льды

7. Горы

8. Дом.

На среднем круге расположены карточки с изображением живых объектов.

1. Медведь

2. Дельфин

3. Хомяк

4.. Журавль

5. Верблюд

6. Тюлень

7. Горный козел

8. Ребёнок

Задание: предлагается раскрутить круги и найти место обитания выбранного живого существа. Например, дети отвечают: «Дельфин живет в теплом море».

2. «Как выжить живому объекту в другом месте обитания»

Цель:  совершенствовать   умение детей  по употреблению глаголов единственного и множественного числа изъявительного и согласовательного наклонения, неопределенной формы.

   На кругах – объекты, представленные в предыдущем задании. Дети, раскручивая круги, подбирают живым объектам непривычное место обитания. Например, дельфин живет во льдах. Рассказывая о том, какие условия человек должен создать дельфину, чтобы помочь ему выжить во льдах. Примерный ответ детей – если бы дельфин попал во льды, люди должны были бы построить теплый закрытый бассейн и кормить его свежей рыбой.

3. «Сочини сказку о путешествии живого объекта в другое место обитания»

Цель:  совершенствовать связную речь детей.

Это задание предполагает сочинение сказки по схеме.

1. Жил был кто? Каким он был?

2. Куда отправился в путешествие?

3. С кем подружился герой? Каким был этот друг?

4. Где друзья стали жить?

5. Какая беда случилась?

6. Кто помог  героям в беде?

Технология обучения детей составлению загадок

    Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

   Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

   А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет.

Параллельно тренируется память: дети повторяют составленную загадку, вспоминают её во второй половине дня и т.д.

Предлагаю  рассмотреть модели составления загадки про какой-либо объект.

Модель  "Какой - что бывает таким же"

Задача:    для составления загадки выбран объект (самовар).

1.Педагогам  предлагается дать  образные характеристики по заданным признакам: (по цвету, по действиям, по форме).
- Какой самовар по цвету? - Блестящий (записать  это слово в первой строчке левой части таблицы.) 
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

2. Дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

3.Дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

  После заполнения таблички педагогам  предлагается прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не», «Да не».

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

  После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Метод фокальных объектов

МФО как метод развития ассоциативного и логического мышления.

 Цель: наряду с речевым творчеством,  «изобретать» новые предметы, изменяя их качество, функции и т. д., используя методы каталога и фокальных объектов.

 Например: путешествуя по группе, пытались представить, что бы было, если бы стульчики были резиновые, прыгающие, горячие, а пол в спальне водяной, кровати бумажные и т. д., анализировали полученный результат, используя прием «хорошо-плохо», что получится, если совместить машину и кровать, лампочку и стол.

Классическая форма МФО, его непродуктивность как инструмента решения проблем.

Не бойся проблем! Подумай – и Вы обязательно их решите!

Источник:

-Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников.- М.: АРКТИ, 2011.-72с.;

-ТРИЗ и технологии образования - Trizminsk.org

http://www.trizminsk.org/e/indexto3.htm;

-Авторская технология А.А. Нестеренко "Страна загадок" http://trizminsk.org/e/23105.htm;   

 -(МФО) http://www.trizminsk.org/e/246006.htm#0106