НОД ко Дню семьи
«Моя родословная».
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; воспитывать чувства долга и любви к ближним.
Задачи:
-Формировать духовно- нравственные чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, родственники.
- Учить связно и последовательно рассказывать историю своей ее членов, определять своих родственников на фотографиях; выстраивать своё родословное древо.
-Пробуждать интерес к истории своего рода и желания поделиться этими знаниями с товарищами.
-Воспитывать чувство уважения к членам семьи и к своим друзьям в детском саду, желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них. Предшествующая работа; беседы, заучивание стихотворений, потешек, пословиц о семье; выставка рисунков на тему «Моя семья».
Материал и оборудование: альбомные листы бумаги с изображением «схемы» дерева на каждого ребенка и один большой на воспитателя; фломастеры (карандаши); фланелеграф; семейные фотографии; пирамидки.
Ход организованной деятельности:
1.Организованная часть.
Воспитатель:
Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?
Дети.
Семья - это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы. гордимся своими родными.
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи,
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных - как солнца лучи!
Воспитатель:
-Сегодня мы будем беседовать о вашей семье, строить родословное дерево.
Все готовы?
Дети:
-Все готовы.
2.Основная часть. Беседа.
Воспитатель:
- У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей — наших родных. Я попросила вас принести фотографии вашей семьи. Перечислите членов вашей семьи. (Мама, папа, брат, сестра и т.д.). Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, то есть являются родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся бабушка и дедушка. Есть ещё в семье дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?
Дети:
-Прабабушки, прадедушки, дяди, тёти, двоюродные братья, сестры...
Воспитатель:
- А что означает слово «род»? (Ответы детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род — это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?
Дети:
-Бабушка, дедушка. Потому что они дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем.
Воспитатель:
-Верно. А еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители — вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?
Дети:
- Родителями.
Воспитатель:
- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в пирамидки. Любой род можно представить в виде этих колец. Надеваем на палочку первое кольцо самое большое. Как вы думаете, кто это? (Это прабабушка и прадедушка.)
-Как можно назвать следующее кольцо?
Дети:
-Это дедушка и бабушка. (Надевают следующее по размеру кольцо.)
Воспитатель:
-Правильно. А какое кольцо следующее и как мы его назовем?
Дети:
-Мы назовем его мама и папа. (Надевают следующее, меньшее по размеру кольцо.)
Воспитатель:
-А теперь поочерёдно надевайте кольца, кто у вас живёт в семье (братик, сестра…). А последнее кольцо это — ты. Посмотрите на свои пирамидки, у кого самая большая получилась пирамидка? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, а можем ли мы назвать всех нас в группе семьей? Какая наша семья? (Большая.)
- Сколько нас? (Считают.)
-Давайте, построим нашу семью из ладошек и скажем друг другу ласковые, добрые слова.
Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, кладя одну на другую и называют добрые слова о семье (добрая, большая, весёлая, трудолюбивая…) под аудиозапись песни «Родительский дом» (муз.В.Шаинского, сл.М.Рябинина).
3. Продуктивная часть.
Воспитатель:
-Ребята, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Семья» (физкультминутка)
Во время чтения потешки дети поочередно разгибают пальцы из кулака.
Вот дедушка, Вот мамочка,
Вот бабушка, Вот деточка моя.
Вот папочка, Вот и вся семья,
-Покажите, какая крепкая у вас семья (дети сжимают пальцы в кулак).
Воспитатель приклепляет большое дерево к фланелеграфу.
Семья похожа на большое дерево: она мощная, сильная, семья, как и дерево, растет - появляются новые веточки и которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Это родословное дерево. Я на дереве буду выкладывать своих родственников, а вы будете рисовать свою семью на дереве, которое у вас на альбомном листе. Как вы думаете, кто корни этого дерева? Да, самые старшие, мудрые и члены семьи это - бабушка и дедушка.
А ствол кто? Правильно, это папа и мама. Ствол это крепость жизни, благодаря стволу дерево несет веткам и листьям питательные соки. Подумайте, я ваших родителей я сравнила со стволом? Правильно, ваши папы и мамы молодые люди, работают, трудятся.
Расскажите о веточках и листочках. Дерево разрастается - появляются ваши сестры и братья. А чтобы дерево прочно стояло на корнях, нужно о них заботиться, любить и ухаживать за старшими членами семьи.
Дети рисуют на дереве лица своих родственников под аудиозапись песни «Родительский дом» (муз.В.Шаинского, сл.М.Рябинина).
4.Рефлексия Итог.
Воспитатель:
-Ребята, какие замечательные семейные (родословные) древа у вас получились! Вот посмотришь на них и вспомнишь русскую пословицу: «Вся семья вместе и душа на месте».
-Что же такое семья?
-Какие родственники бывают?
-Что же такое родословное дерево?
-Унесите рисунок домой, покажите родителям, расспросите, правильно ли вы нарисовали ваше семейное дерево.
Литература:
-Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под реакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/авт. – сост. Н.В.Лобанова.- Волгоград: Учитель, 2011,стр.77;
-Детский сад: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей./Авт.сост..Глебова С.В.-Воронеж: ЧП Лакоценин .С.С, 2007, стр.103;
-Журнал Дошкольное воспитание № 2(1999), стр.38-39.