НОД ко Дню семьи

 «Моя родословная».

 для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное  развитие»,  «Физическое развитие».

Цель: помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; вос­питывать  чувства долга и любви к ближним.

Задачи:

-Формировать духовно- нравственные чувства патри­отизма путем осмысления таких поня­тий, как род, родители, родственники.

- Учить связно и последовательно рассказывать историю своей ее членов, определять своих родственников на фотографиях; выстраивать  своё родословное древо.

-Пробуждать  интерес к ис­тории своего рода и желания поделить­ся этими знаниями с товарищами.

-Воспитывать чувство уважения  к членам семьи и к своим друзьям в детском саду, желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них. Предшествующая работа; беседы, заучивание стихотворений, потешек, пословиц о семье; выставка рисунков на тему «Моя семья».

Материал и оборудование:  альбомные  листы бумаги с изображением «схемы» дерева на каждого ребенка и один большой на воспитателя; фломастеры  (карандаши);   фланелеграф; семейные фотографии; пирамидки.

Ход организованной деятельности:

1.Организованная часть.

Воспитатель:

 Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?

Дети.

Семья - это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы. гордимся своими родными.

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза  материнские нас согревают,

Как солнца сиянье, они горячи,

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных - как солнца лучи!

Воспитатель:

-Сегодня мы будем беседовать о вашей семье, строить родословное дерево.

Все готовы?

Дети:

-Все готовы.

2.Основная часть. Беседа.

Воспитатель:

- У всех дома есть се­мейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей — наших родных. Я попросила вас принести фотографии вашей семьи. Перечислите членов вашей семьи. (Мама, папа, брат, сестра и т.д.). Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, то есть являются родственниками.  И называются они близкие  родственники. К близким родственникам относятся бабушка и дедушка.  Есть ещё в семье дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

Дети:

 -Прабабушки, прадедушки, дяди, тёти, двоюродные братья, сестры...

Воспитатель:

-  А что означает слово «род»? (Ответы детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род — это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?

Дети:

-Бабушка, дедушка. Потому что они дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с разны­ми вопросами. Они советуют, как по­ступить в трудных случаях, помогают во всем.

Воспитатель:

-Верно. А еще мы ува­жаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши роди­тели — вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рожде­нием?

Дети:

- Родителями.

Воспитатель:

- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в  пирамидки.  Любой род можно представить в виде этих колец. Надеваем на палочку первое кольцо самое большое. Как вы думаете, кто это? (Это прабабушка и праде­душка.)

-Как можно назвать следующее кольцо?

Дети:

-Это дедушка и бабушка. (Надева­ют следующее по размеру кольцо.)

Воспитатель:

-Правильно. А какое кольцо следующее и как мы его назо­вем?

Дети:

-Мы назовем его мама и папа. (Надевают следующее, меньшее по раз­меру кольцо.)

Воспитатель:

-А теперь поочерёдно надевайте кольца, кто у вас живёт в семье (братик, сестра…). А последнее кольцо это  — ты. Посмотрите на свои пирамидки, у кого самая большая получилась пирамидка? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, а можем ли мы назвать всех нас в группе семьей? Какая наша семья? (Большая.)

- Сколько нас? (Считают.)

-Давайте, построим нашу семью из ладошек и скажем друг другу ласковые, добрые слова.

Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, кладя одну на другую и называют добрые слова о семье (добрая, большая, весёлая, трудолюбивая…)  под аудиозапись песни «Родительский дом» (муз.В.Шаинского, сл.М.Рябинина).

3. Продуктивная часть.

Воспитатель:

-Ребята, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая  гимнастика «Семья»  (физкультминутка)

Во время чтения  потешки дети поочередно разгибают пальцы из кулака.

Вот дедушка,      Вот мамочка,

Вот бабушка,      Вот деточка моя.

Вот папочка,       Вот и вся семья,

-Покажите, какая крепкая у вас семья (дети сжимают пальцы в кулак).

Воспитатель приклепляет большое дерево к фланелеграфу.

Семья похожа на большое дерево: она мощная, сильная, семья, как и дерево, растет - появляются новые веточки и которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Это  родословное дерево. Я на дереве  буду  выкладывать    своих родственников, а вы будете рисовать свою семью  на  дереве, которое  у вас на альбомном листе. Как вы думаете, кто корни этого дерева? Да, самые старшие, мудрые и члены семьи это - бабушка и де­душка.

А ствол кто? Правильно, это папа и мама. Ствол это крепость  жизни, благодаря стволу дерево несет веткам и листьям питательные соки. Подумайте, я ваших родителей я сравнила со стволом? Правильно, ваши папы и мамы молодые люди, работают,  трудятся.

Расскажите о веточках и листочках. Дерево разрастается - появляются ваши сестры и братья. А чтобы дерево прочно стояло на корнях, нужно о них заботиться, любить и ухаживать за старшими членами семьи.

Дети рисуют  на дереве лица своих родственников под аудиозапись песни «Родительский дом» (муз.В.Шаинского, сл.М.Рябинина).

4.Рефлексия Итог.

 Воспитатель:

-Ребята, какие замечательные семейные (родословные) древа у вас получились! Вот посмотришь на них  и вспомнишь русскую пословицу: «Вся семья  вместе и душа на месте».

-Что же такое семья?

-Какие родственники бывают?

-Что же такое родословное дерево?

-Унесите рисунок  домой,  покажите родителям, расспросите, правильно ли вы нарисовали ваше семейное дерево.

Литература:

-Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под реакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/авт. – сост. Н.В.Лобанова.- Волгоград: Учитель, 2011,стр.77;

-Детский сад: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей./Авт.сост..Глебова С.В.-Воронеж: ЧП Лакоценин .С.С, 2007, стр.103;

-Журнал Дошкольное воспитание № 2(1999), стр.38-39.