Использование в образовательном процессе технологий и методик личностно – ориентированного взаимодействия

В рамках личностно ориентированной педагогической системы  выделяем: гуманно- личностную педагогическую систему, систему сотрудничества и систему свободного воспитания и развития личности.

    Рассматривая гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.    Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

    В работе  педагог использует следующие  личностно ориентированные технологии:

1.Исследовательская (проблемно-поисковая)

Методика создания проблемных ситуаций: воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. Сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает рассмотреть явление с различных позиций; побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

    Детьми осваивается способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Работая по проекту «Лаборатория неживой природы» выбран интересный путь познания – через проведение опытов: с водой,  песком и глиной,  через различные эксперименты с предметами (тонут – не тонут», «Из какого песка можно сделать колобок?»)

2.Коммуникативная (дискуссионная).

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований;  оценки и необходимой коррекции психологического состояния в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.).

  Цель занятий является развитие коммуникативной компетентности детей, умение спорить, находить компромисс, учитывающий точки зрения и интересы разных людей. Дл этих целей ведётся работа по пособию Г.П. Шалаевой «Правила поведения для воспитанных детей»

   Проведены игры – ситуации по правилам: «Играть надо дружно», «Разговаривай вежливо, приветливо с друзьями и взрослыми» и т.д…

3.Игровая

   Игровая технология применяется  в непосредственной образовательной и повседневной бытовой деятельности, утренней гимнастики, развлечениях, труде, прогулке. Считаю феномен игры в том, что, являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые присутствуют: в сюжетно – ролевых, подвижных,  театрализованных  играх, в которых  дети учатся установлению ролевого взаимодействия и  правильных взаимоотношений в коллективе.

4. Деятельностная

Учитывая возрастной состав группы, педагог решила эту задачу через деятельностное  развитие личности по изучаемым предметам: ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, ФЭМП, развитию речи и др..

    С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности: построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований; поддержка высокого уровня мотивации в течение всей ОД,  использование  вариантов индивидуальной, парной или групповой работы.

4.Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить. Уточнить:   как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом после организованной деятельности образовательной области, в режимных моментах, в свободной деятельности.

5.Психологическая (самоопределенческая)

   Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

    Первые занятия по циклу « Я – такой!», решают задачу индивидуализации самосознания, когда ребёнка учат обращать внимание на себя (имя, внешность, тело, семья). Например, проведены беседы с детьми по темам: «Моя семья», «Названия частей тела человека и животных»,  «Влияние поступка на настроение окружающих людей» и т. д.

     Также  в  течение года  в образовательном процессе применяются элементы других современных образовательных технологий и методик:

-Здоровьесберегающая технология;

-Проектная технология;

-Портфолио ребёнка;

-Технология ТРИЗ;

-ИКТ.