Экологический исследовательский проект «Живые семена»

Автор: воспитатели Сорочкина Елена Владимировна

Вид проекта

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, воспитанники старшей группы «Пчёлки» МБДОУ –детский сад «Радуга».

По продолжительности: долгосрочный, (I этап: сентябрь- ноябрь «Овощные культуры и злаковые», II этап:декабрь - февраль «Деревья и кустарники», III.этап: март-май «Цветы»).

Описание проекта

Актуальность проекта. В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.

Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.

Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости.

Цель: создавать условия для формирования познавательного интереса, экологической культуры воспитанников, в ходе исследовательского, практического взаимодействия с окружающей средой.

Задачи: разработка системы и условий работы по познавательному развитию, экологическому воспитанию детей, вариативных форм работы с семьёй.

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Включает: ребёнка и его семью.

Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

По сроку: долгосрочный (2016-2017г.)

Содержание состоит из 3 блоков:

1 Овощные культуры и злаковые

2 Деревья и кустарники

3 Цветы

Для повышения эффективности работы по представленному проекту, организационная деятельность с воспитанниками создана с учётом интеграции разных видов детской деятельности.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными, индивидуальными возможностями дошкольников, темой исследовательской деятельности и интересами детей.

Методологической основой проекта является основная образовательная программа МБДОУ – детский сад «Радуга», составленная в соответствии с Программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»: «Ознакомление с миром природы», «Познавательно- исследовательская деятельность».

Требования к среде: безопасность, доступность, психологический комфорт.

Зона «Родная природа», мини-лаборатория соответствуют педагогическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

На территории есть сад, огород, цветочная клумба для исследовательской деятельности в ходе наблюдений и труда.

Методика - рисунок «Витамины выросли на грядках и деревьях» позволяет выявить представление детей о росте и развитии овощных и плодовых культур.

Модель «трех вопросов» позволяет получить информацию о представлениях детей по теме, участвовать в общей познавательной исследовательской деятельности


План – график реализации проекта составлен на основе используемой литературы и методических разработок педагога:

1.Масленникова О.М., Филиппенко А.А.Экологические проекты в детском саду. Производитель: Учитель, 2014, с.233;

2.Кравченко И.В., Долгова Т.Л «Прогулки в детском саду»;

3.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-336 с.;

4.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду», М.: Мозаика- Синтез, 2005.

5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)

План-график работы

 

Месяц

Формы проведения

Сентябрь 1- 2- 3 неделя

Выявление уровня экологического развития воспитанников

Сентябрь 4-неделя

Введение детей в тему «Живые семена»; сбор семян.

Октябрь

1 -неделя

Организация выставки «Дары Осени»

Октябрь

2 - неделя

ТРИЗ «Путешествие по «пятиэкранке» (системный оператор)

Знакомство с рисунком «пятиэкранка»: исследование прошлого, настояшего, надсистемы, подсистемы колоска.

Октябрь

3 - неделя

НОД «Приключенья мышонка Пика»

 

Октябрь 4 - неделя

Осенний праздник

Ноябрь

1- неделя

Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

Ноябрь

2 - неделя

Театральная игра по сказке «Колосок»

Ноябрь

3- неделя

Поделки из семян.

Ноябрь

4- неделя

ТРИЗ «Хорощо-плохо»

Что помогает семенам расти, я что мешает

Декабрь

1- неделя

Беседа с детьми «Как появляются деревья».

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: формировать представление о росте деревьев из семени; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.

Декабрь 2- неделя

«Опиши, я отгадаю».

Цель: формировать правильное представление о семенах деревьев.

Декабрь 3-неделя

Чтение и обсуждение литературных произведений: М. Ивенсен «Ёлочка».

Декабрь 4- неделя

Акция» «Елочку в лесу не руби, а в лесхозе купи!»

Январь

2- неделя

«Зимний лес» (коллективная работа)

Январь

3- неделя

Ситуативный разговор «Деревья лечат»

Январь

4- неделя

Вечер загадок о деревьях

Февраль 1- неделя

Достопримечательности нашего края «Дуб-великан»

Февраль 2- неделя

Посадка семени лимона (уход, ведение дневника).

Февраль 3- неделя

Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Февраль 4- неделя

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Март

1 - неделя

Беседа «Цветы-краса земли»

Паспорт комнатных растений.

Март

2 - неделя

Открытка «Мимоза» (к 8 Марта)

Март

3 - неделя

Развлечение «Земля –наш общий дом»

Март

4- неделя

Посадка семян для рассады (уход, ведение дневника)

Апрель

1- неделя

Знакомство с произведением П.И. Чайковского «Вальс цветов»

Апрель

2- неделя

Пересадка комнатных растений

Апрель

3- неделя

Чтение художественной литературы: легенды, стихи, загадки о цветах.

Апрель

4- неделя

Посадка рассады в цветник.

Май

1- неделя

Оформление дневника наблюдений

Май

2- неделя

Акция «Берегите первоцветы!»

Май

3- неделя

«Красная книга» Саратовской области.

Май

4- неделя

Выявить уровень экологического и интеллектуального развития воспитанников на конец учебного года.