Экологический исследовательский проект «Живые семена»
Автор: воспитатели Сорочкина Елена Владимировна
Вид проекта
По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой, воспитанники старшей группы «Пчёлки» МБДОУ –детский сад «Радуга».
По продолжительности: долгосрочный, (I этап: сентябрь- ноябрь «Овощные культуры и злаковые», II этап:декабрь - февраль «Деревья и кустарники», III.этап: март-май «Цветы»).
Описание проекта
Актуальность проекта. В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.
Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости.
Цель: создавать условия для формирования познавательного интереса, экологической культуры воспитанников, в ходе исследовательского, практического взаимодействия с окружающей средой.
Задачи: разработка системы и условий работы по познавательному развитию, экологическому воспитанию детей, вариативных форм работы с семьёй.
Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Включает: ребёнка и его семью.
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
По сроку: долгосрочный (2016-2017г.)
Содержание состоит из 3 блоков:
1 Овощные культуры и злаковые
2 Деревья и кустарники
3 Цветы
Для повышения эффективности работы по представленному проекту, организационная деятельность с воспитанниками создана с учётом интеграции разных видов детской деятельности.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными, индивидуальными возможностями дошкольников, темой исследовательской деятельности и интересами детей.
Методологической основой проекта является основная образовательная программа МБДОУ – детский сад «Радуга», составленная в соответствии с Программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»: «Ознакомление с миром природы», «Познавательно- исследовательская деятельность».
Требования к среде: безопасность, доступность, психологический комфорт.
Зона «Родная природа», мини-лаборатория соответствуют педагогическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
На территории есть сад, огород, цветочная клумба для исследовательской деятельности в ходе наблюдений и труда.
Методика - рисунок «Витамины выросли на грядках и деревьях» позволяет выявить представление детей о росте и развитии овощных и плодовых культур.
Модель «трех вопросов» позволяет получить информацию о представлениях детей по теме, участвовать в общей познавательной исследовательской деятельности
План – график реализации проекта составлен на основе используемой литературы и методических разработок педагога:
1.Масленникова О.М., Филиппенко А.А.Экологические проекты в детском саду. Производитель: Учитель, 2014, с.233;
2.Кравченко И.В., Долгова Т.Л «Прогулки в детском саду»;
3.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-336 с.;
4.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду», М.: Мозаика- Синтез, 2005.
5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)
План-график работы
Месяц |
Формы проведения |
Сентябрь 1- 2- 3 неделя |
Выявление уровня экологического развития воспитанников |
Сентябрь 4-неделя |
Введение детей в тему «Живые семена»; сбор семян. |
Октябрь 1 -неделя |
Организация выставки «Дары Осени» |
Октябрь 2 - неделя |
ТРИЗ «Путешествие по «пятиэкранке» (системный оператор) Знакомство с рисунком «пятиэкранка»: исследование прошлого, настояшего, надсистемы, подсистемы колоска. |
Октябрь 3 - неделя |
НОД «Приключенья мышонка Пика»
|
Октябрь 4 - неделя |
Осенний праздник |
Ноябрь 1- неделя |
Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки» |
Ноябрь 2 - неделя |
Театральная игра по сказке «Колосок» |
Ноябрь 3- неделя |
Поделки из семян. |
Ноябрь 4- неделя |
ТРИЗ «Хорощо-плохо» Что помогает семенам расти, я что мешает |
Декабрь 1- неделя |
Беседа с детьми «Как появляются деревья». Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о росте деревьев из семени; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям. |
Декабрь 2- неделя |
«Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о семенах деревьев. |
Декабрь 3-неделя |
Чтение и обсуждение литературных произведений: М. Ивенсен «Ёлочка». |
Декабрь 4- неделя |
Акция» «Елочку в лесу не руби, а в лесхозе купи!» |
Январь 2- неделя |
«Зимний лес» (коллективная работа) |
Январь 3- неделя |
Ситуативный разговор «Деревья лечат» |
Январь 4- неделя |
Вечер загадок о деревьях |
Февраль 1- неделя |
Достопримечательности нашего края «Дуб-великан» |
Февраль 2- неделя |
Посадка семени лимона (уход, ведение дневника). |
Февраль 3- неделя |
Дидактическая игра «Что лишнее». |
Февраль 4- неделя |
Чтение художественной литературы: |
Март 1 - неделя |
Беседа «Цветы-краса земли» Паспорт комнатных растений. |
Март 2 - неделя |
Открытка «Мимоза» (к 8 Марта) |
Март 3 - неделя |
Развлечение «Земля –наш общий дом» |
Март 4- неделя |
Посадка семян для рассады (уход, ведение дневника) |
Апрель 1- неделя |
Знакомство с произведением П.И. Чайковского «Вальс цветов» |
Апрель 2- неделя |
Пересадка комнатных растений |
Апрель 3- неделя |
Чтение художественной литературы: легенды, стихи, загадки о цветах. |
Апрель 4- неделя |
Посадка рассады в цветник. |
Май 1- неделя |
Оформление дневника наблюдений |
Май 2- неделя |
Акция «Берегите первоцветы!» |
Май 3- неделя |
«Красная книга» Саратовской области. |
Май 4- неделя |
Выявить уровень экологического и интеллектуального развития воспитанников на конец учебного года. |