Образовательная область «Познавательное развитие»

Особенности образовательной деятельности

разных видов детской деятельности

(дошкольный возраст: старший)

Вид деятельности

Примеры

Игровая

разыгрывание сюжетных действий из жизни людей: «Подбери ткань» «Измерь стол»; «Оденем кукол на прогулку»

развивающие игры, в том числе и компьютерные автодидактическая игра «Цветочная поляна»; «Пазлы для малышей»; «Собери картинку»; презентация «Считалочка»

сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (покупка школьных принадлежностей); «Школа»; «Учимся водить автобус»,

дидактические игры:  «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото»;  «Когда это бывает?

игры путешествия: «Вот поезд наш едет»;  «На ферме»

предметные игры: «Учимся считать; «Разложи по величине».

игры-имитации:  маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь

Познавательно-исследовательская

исследования объектов окружающего мира через наблюдение: «Насыпь песок в чашки»; «Следы на песке»; «Соберём урожай»; «Высоко- низко»; экскурсия «Цвета в природе»

экспериментирование: «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере» (используются разные тазы), «Плавает и тонет»,  «Наполни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.)

ситуативный разговор: « Идём в театр» (кино); «Дорожная грамота»

обсуждение проблемных ситуаций: «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе)

Коммуникативная

совместная деятельность, организация сотрудничества:  «Построй игрушки парами»; игры в шашки, шахматы; хороводная игра  «Каравай»; «Печем куличи (формочки с изображением геометрических фигур, цифр, предметов разной величины)

Выполнение игровых действий по подражанию:  игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, выкинуть их вперед, поднять одну руку и т. п.); игра «Море волнуется ….»

развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными способами: «Научи друга», «Помоги другу» (умение работать  по подгруппам, в паре)

Восприятие художественной литературы и фольклора

слушание книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений: сказка Сутеева В. «Разные колеса»; «Двенадцать месяцев» С.Маршака

просмотр и обсуждение мультфильмов: «Три медведя»; «Математическая мозайка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

разгадывание загадок:  «Когда это бывает?»; загадки о геометрических фигурах.

обсуждение пословиц: «Маленький, да удаленький» ; «Один в поле не воин»; «Третий лишний»

драматизация фрагментов:  «Волк и семеро козлят»; «Три поросёнка»

разучивание песен, стихов и загадок : песни «Дважды-два – четыре», «Три белых коня»; стихотворение С.Маршака «Весёлый счёт»;  «Занимательная математика для малышей, в стихах и загадках » Кузнецова Е.В.

Конструирование из разных материалов

модели и макеты постройка космического корабля из строительного материала, «Геометрические фигуры»  из счётных палочек;  «Розовая башня» (материал Монтессори); «Коричневая лестница» (материал Монтессори),игры в «Лего»; оригами

коллективные проекты : «Задачи-головоломки», «Орнамент в математике»

Изобразительная

отражение впечатлений от слушания произведений и просмотра мультфильмов всех видах продуктивной деятельности): «Времена года» (рисование под произведение «Времена  года»  П. И Чайковского; раскраска по цифрам и по математике; лепка- аппликация  « Цифры из пластилина»  (природного материала); аппликация «Ракета» из геометрических фигур

Двигательная

подвижные игры:  «День-ночь»; «Третий  лишний»; «Раз, два, три - ищи!»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

в помещении и на улице, как в режимной деятельности, так и в самостоятельной деятельности : «Сервировочный столик»; «Накроем кастрюли крышками»; сбор ягод и другого природного материала для поделок; изготовление различных поделок,  включая вязание, плетение.