Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Саратовская область,   Лысогорский район,   р/п Лысые Горы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная программа

по приоритетному направлению «Познавательное развитие»

 

 «Маленькие математики»

( Образовательная область «Познавательное развитие»  средствами ФЭМП)

                                                                                                                     

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ  4-5 лет

                                                   

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД:

                                                                                        

 

                                         Автор:

                                                                           воспитатель высшей категории

                                                                                 Сорочкина Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

2015

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1.Цели, задачи и принципы программы

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.3.Методы и формы обучения

2.Содержание учебно-тематического плана

3.Программно- методический комплекс

Список используемой литературы

1.Пояснительная записка

    Исследования последних лет показала, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

   С целью эффективной работы педагогов детского сада  и удовлетворения потребностей и запросов родителей разработана программа по дополнительному образованию для дошкольников « Маленькие математики».

   Программа  разработана в соответствии с Федеральный законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом № 1155 от 17.10.2013 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384),  с Постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  Уставом МБДОУ - детского сада  «Радуга»; с учетом основной  образовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы»  (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.), в которой предусмотрен раздел формирования элементарных математических представлений  образовательной области «Познавательное развитие».

Содержание настоящей программы не заменяет, а дополняет традиционную программу  по развитию математических представлений для воспитанников в дошкольном учреждении.

   Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности. Применение дидактических игр и упражнений, игр с элементами технологии ТРИЗ повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка

Цели, задачи и  принципы программы

Цели: создание педагогических условий  для успешного и полноценного интеллектуального развития детей, познавательной активности дошкольников средствами ФЭМП.

Задачи:

Образовательные:

Формировать математические представления в соответствии с современными требованиями математической подготовки детей.

Развивающие:

-Развивать познавательные и творческие способности воспитанников (личностное развитие);

-Привлечение внимания детей к качественной, количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения; освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно – двигательным, зрительным путём, путём сравнения;

-Способствовать  развитию памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Воспитательные:

-Воспитывать  самостоятельность дошкольников  в воспроизводящей, воссоздающей, творческой деятельности, детской инициативности;

-Не боятся трудностей:

 • уметь и знать, как их преодолевать;

 • уметь делать адекватный выбор;

 • уметь ставить цели, соотносить свои возможности с поставленной целью и достигать ее;

 уметь признавать свои ошибки и учиться на них;

 • верить в собственные силы.

Обучение по формированию элементарных математических представлений строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности  и последовательности; доступности и посильности; наглядности; результативности; учёта возрастных особенностей обучаемых;  индивидуализации; дифференцированного подхода; межпредметности- параллельного обучения всем видам детской  деятельности; проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности; психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка; сознательности и активности, развитие творческой инициативы.

Участники: воспитанники от 4-5 лет.

Срок обучения: программа кружка рассчитана на один год обучения.

1.2.Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники могут  и умеют:

-Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их ха­рактерные особенности (цвет, размер, назначение);

-Уметь считать до 10, знать цифры до 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

-Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в преде­лах 10), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество;

-Уметь сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, вы­ше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;

-Различать и называть круг, овал, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их ха­рактерные отличия;

-Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади, слева – справа); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);

-Определять части суток, времена года.

Критерии оценки эффективности работы: диагностирование,  презентация для детей и их родителей.

1.3.Методы  и формы обучения

Методы  обучения:

 а) Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические (игровые); репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога, информационно – компьютерные).

б) Методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры,  создание ситуаций успеха).

в) Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Методы и приёмы: практические (игровые); экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование.

Формы  обучения и  режим  ОДД:

• Для того чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.

 • Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей на фланелеграфе).

 • Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

 • Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

 • Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга. 

    Методы и приёмы: практические (игровые); экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование.

    Форма организации детской деятельности: индивидуально-творческая деятельность, познавательно-исследовательская, игровая деятельность (познавательные игры, занятия), элементы логики и математики, элементы технологии ТРИЗ, пальчиковые игры.

  Режим кружковой работы: не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Эффективность  работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Математические игры - занятия с группой проводится один раз в неделю  во второй половине дня, продолжительностью не более 20 минут.

   В игровые занятия включены  дидактические, развивающие, подвижные игры, физкультминутки, элементы здоровьесберегающих технологий, тематически связанные с учебными заданиями, это позволяет переключать умственную активность детей.

Посещаемость воспитанников, охваченных в кружковой работе, ведётся в журнале посещаемости. Для каждого ребёнка заводится папка, в которую собираются достижения детей. Их результаты можно использовать при проведении родительских собраний, самоанализа педагога по эффективности  его профессиональной педагогической деятельности.

2.Содержание учебно-тематического плана

    Содержание учебно-тематического плана (перспективное планирование кружковой работы)  ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Учебно – тематический план.

(Перспективное планирование кружковой работы)

Месяц

Игры - занятия

Цель

Литература

Сентябрь 1- 2- 3 неделя

Контроль- проверочные занятия

Выявление уровня развития элементарных математических представлений детей

Диагностические задания по математическому развитию детей

Сентябрь 4-неделя

Занятие 1

ТРИЗ. «Противоречия в предметах»

Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

 

Гин С. И.

    «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений»(№2)

 

Октябрь

 1 -неделя

Занятие 2.

Закрепить умение находить много предметов и дин предмет. Познакомить с цифрой 1, обозначающей число один.

 Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 24

Октябрь

2 - неделя

Занятие 3.

Развивать у детей внимание, умение работать по образцу; производить анализ и синтез

 Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001

с.7 -8

Октябрь

3 - неделя

Занятие 4.

Учить детей сравнивать фигуры, отмечая различные признаки

Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001

С.9

Октябрь 4 - неделя

Занятие 5.

Учить различать множества с одним и двумя элементами на основе сопоставления этих множеств. Познакомить с цифрой 2, обозначающей число 2. Учить ориентироваться  в пространстве относительно себя. Закрепить умение правильно определять и называть геометрические фигуры: круг, овал и цвета: жёлтый, оранжевый.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 24

Ноябрь

1- неделя

Занятие 6.

Учить детей соотносить числа 2 и 3 с их количественной моделью; уточнить представления о треугольнике

Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001

С.8

Ноябрь

2 - неделя

Занятие 7.

Развивать у детей представление о форме геометрического тела

Журнал «Ребёнок в детском саду» №2,2001. С.9

Ноябрь

3- неделя

Занятие 8.

Закрепить умение сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте. Познакомить с числом три и цифрой 3; учить ориентироваться в пространстве: возле, под, за.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.26-27

Занятие 9.

Учить детей ориентироваться на плоскости; конструировать макет из геометрических форм

Журнал «Ребёнок в детском саду» №2,2001. С.10-11

Ноябрь

 4- неделя

Занятие 10.

Упражнять в порядковом счёте. Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов; Учить считать в пределах четырёх. Познакомить с цифрой 4. Закрепить знание оранжевого, голубого, розового, белого цветов.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 24

Декабрь

1- неделя

Занятие 11.

Уточнить представления детей о квадрате. Учить конструировать фигуры из квадратов; соотносить число 4 с его количественной моделью

Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001. С.10 -11

Декабрь 2- неделя

Занятие 12.

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение выделять одновременно три свойства: форму, цвет, размер. Учить считать в пределах пяти, устанавливая, сто прибавляя единицу, мы получаем следующее число. Познакомить с цифрой 5.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 29

Декабрь 3-неделя

Занятие 13.

ТРИЗ. « Противоречия в размерах»

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблем­ной ситуации; формировать понимание относительности разме­ра; систематизировать знания детей о размерах животных.

 

Гин С. И.

    « Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений».(№ 5)

 

Декабрь 4- неделя

Занятие 14.

Логические задачи. Весёлые раскраски для развития мышления.

Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 1,2), С.102

Январь

2- неделя

Занятие15.

Учить детей ориентироваться на плоскости; конструировать макет из геометрических форм

Журнал «Ребёнок в детском саду»

№2 ,2001С.10-11

Январь

3- неделя

Занятие 16.

Учить устанавливать связь между числом и количеством предметов, обозначать число шесть цифрой 6. Умение сравнивать предметы по высоте: самый низкий, выше, самый высокий. Учить самостоятельно применять способ наложения для определения схожих форм.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.28 - 29

Январь

4- неделя

Занятие 17.

Логические задачи. Весёлые раскраски для развития мышления. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук.

Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 3,4), С.102

Февраль 1- неделя

Занятие 18.

Учить детей ориентироваться в порядке следования чисел натурального ряда; учить переносить пространственные отношения с плоскостного изображения на объёмное и обратное

Журнал «Ребёнок в детском саду»

№2 ,2001. С.10-11, С.11 -12

Февраль 2- неделя

Занятие 19.

ТРИЗ. «Противоречия в количестве»

Цели: активизировать мышление путем разрешения про­блемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

Гин С. И.

«Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений». (№ 6)

 

Февраль 3- неделя

Занятие 20.

Учить обозначать множество из семи предметов числом семь и цифрой 7. Закреплять умение группировать предметы по цвету, устанавливать временные отношения (последовательность части суток).

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.29 -31

Февраль 4- неделя

Занятие 21.

Логические задачи. Весёлые раскраски для развития мышления. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук.

Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 5,6), С.103

Март

1 - неделя

Занятие 22.

Учить детей конструировать сюжет из геометрических фигур

Журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2001С.15 -16

Март

2 - неделя

Занятие 23.

Логические задачи. Задания на обобщение и классификацию. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук.

Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 7,8), С.86 (№1)

Март

3 - неделя

Занятие 24.

Учить устанавливать взаимозависимости в группах различных предметов, сравнивать их. Дать представление о том, что количество предметов не зависит от их величины. Закрепить навыки счёта в пределах  восьми. Познакомить с цифрой 8.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.31 -32

Март

 4- неделя

Занятие 25.

Учить детей умению ориентироваться на плоскости и в пространстве

Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 29

Апрель

1- неделя

Занятие 26.

Закрепить знание цифр от 1 до 8, познакомить с цифрой 9.Упражнять в сравнении количества предметов способом приложения. Учить составлять целое из частей.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.32 -39

Апрель

2- неделя

Занятие 27.

Задания на обобщение и классификацию. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук.

Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.84 (.№ 9-11), С.87 (№2)

Апрель

3- неделя

Занятие 28.

Логические задачи. Игра «Слонопотам и тигролошадь»

Развивать фантазию и воображение, образное мышление, моторику рук.

Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82, С84 (№12-13)

Апрель

4- неделя

Занятие 29.

Познакомить с  числом и цифрой 10. Повторить цифры от 1 до 9.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.33-34

Май

2- неделя

Занятие 30.

Игра «Отгадай-ка». Научить устанавливать простые закономерности и делать выводы.

Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.59 - 60, С.92 (№1)

Май

3- неделя

Контрольно – проверочное занятие

Закрепить  с числом десять  и обозначением его цифрами 1 и 0.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.33-34

Май

4- неделя

Контрольно – проверочное занятие

Выявить уровень интеллектуального развития на основе проведения контроль- проверочных занятий.

Диагностические задания по математическому развитию детей

3.Программно- методический комплекс

Материальное обеспечение:

- ТСО;

-Оборудование: игрушки, конструкторы «Лего», настольные дидактические  игры, мешочек, фланелеграф,  круги Луллия;

-Демонстрационный: схемы, модели, иллюстрации, картинки, книги;

-Раздаточный материал:  фломастеры, карандаши, счётные палочки, природный материал, карточки для занятий.

Методическое обеспечение:

-Пособия для дидактических игр:  сенсорные, моделирующего характера,  специально придуманные педагогами для обучения детей;

- Игры с элементами ТРИЗ технологии «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений». Автор- Гин.С.И;

-Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет» Автор - Гурьянова Ю.Ю;

-Для проведения физкультминуток: Музыка с мамой. Компакт – диск серии развивающих игр для детей. Авторы методики Сергей Железнов, Екатерина Железнова;

- DVD диск: «Уроки тетушки Совы»;

- Презентация «Занимательная математика и счёт для дошкольников».

Используемая литература

1.Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.учреждений». (№ 6): 3-е изд.-Минск: ИВЦ Минфина, 2007;

2.Гурьянова Ю.Ю.Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов.- М.: ООО «ИД РИПОЛ классик, ООО Издательство «ДОМ .XXI век», 2008;

3. Журналы: «Дошкольное воспитание» № 10-11.2003г; «Ребёнок в детском саду» №1-2,2001;

4. Основная образовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы»   / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3- е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.;

5.Сайт http://www.logozavr.ru/1256/ «Уроки мудрой совы. Умные игры для умных детей, родителей и учителей».