Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Саратовская область, Лысогорский район, р/п Лысые Горы
Дополнительная программа
по приоритетному направлению «Познавательное развитие»
«Маленькие математики»
( Образовательная область «Познавательное развитие» средствами ФЭМП)
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 4-5 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД:
Автор:
воспитатель высшей категории
Сорочкина Елена Владимировна
2015
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.Цели, задачи и принципы программы
1.2.Планируемые результаты освоения программы
1.3.Методы и формы обучения
2.Содержание учебно-тематического плана
3.Программно- методический комплекс
Список используемой литературы
1.Пояснительная записка
Исследования последних лет показала, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
С целью эффективной работы педагогов детского сада и удовлетворения потребностей и запросов родителей разработана программа по дополнительному образованию для дошкольников « Маленькие математики».
Программа разработана в соответствии с Федеральный законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом № 1155 от 17.10.2013 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384), с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом МБДОУ - детского сада «Радуга»; с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.), в которой предусмотрен раздел формирования элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие».
Содержание настоящей программы не заменяет, а дополняет традиционную программу по развитию математических представлений для воспитанников в дошкольном учреждении.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности. Применение дидактических игр и упражнений, игр с элементами технологии ТРИЗ повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка
Цели, задачи и принципы программы
Цели: создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального развития детей, познавательной активности дошкольников средствами ФЭМП.
Задачи:
Образовательные:
Формировать математические представления в соответствии с современными требованиями математической подготовки детей.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности воспитанников (личностное развитие);
-Привлечение внимания детей к качественной, количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения; освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно – двигательным, зрительным путём, путём сравнения;
-Способствовать развитию памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность дошкольников в воспроизводящей, воссоздающей, творческой деятельности, детской инициативности;
-Не боятся трудностей:
• уметь и знать, как их преодолевать;
• уметь делать адекватный выбор;
• уметь ставить цели, соотносить свои возможности с поставленной целью и достигать ее;
уметь признавать свои ошибки и учиться на них;
• верить в собственные силы.
Обучение по формированию элементарных математических представлений строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; результативности; учёта возрастных особенностей обучаемых; индивидуализации; дифференцированного подхода; межпредметности- параллельного обучения всем видам детской деятельности; проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности; психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка; сознательности и активности, развитие творческой инициативы.
Участники: воспитанники от 4-5 лет.
Срок обучения: программа кружка рассчитана на один год обучения.
1.2.Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники могут и умеют:
-Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение);
-Уметь считать до 10, знать цифры до 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
-Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 10), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество;
-Уметь сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;
-Различать и называть круг, овал, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их характерные отличия;
-Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади, слева – справа); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);
-Определять части суток, времена года.
Критерии оценки эффективности работы: диагностирование, презентация для детей и их родителей.
1.3.Методы и формы обучения
Методы обучения:
а) Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические (игровые); репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога, информационно – компьютерные).
б) Методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха).
в) Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Методы и приёмы: практические (игровые); экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование.
Формы обучения и режим ОДД:
• Для того чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.
• Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей на фланелеграфе).
• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
• Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.
• Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
Методы и приёмы: практические (игровые); экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование.
Форма организации детской деятельности: индивидуально-творческая деятельность, познавательно-исследовательская, игровая деятельность (познавательные игры, занятия), элементы логики и математики, элементы технологии ТРИЗ, пальчиковые игры.
Режим кружковой работы: не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Математические игры - занятия с группой проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью не более 20 минут.
В игровые занятия включены дидактические, развивающие, подвижные игры, физкультминутки, элементы здоровьесберегающих технологий, тематически связанные с учебными заданиями, это позволяет переключать умственную активность детей.
Посещаемость воспитанников, охваченных в кружковой работе, ведётся в журнале посещаемости. Для каждого ребёнка заводится папка, в которую собираются достижения детей. Их результаты можно использовать при проведении родительских собраний, самоанализа педагога по эффективности его профессиональной педагогической деятельности.
2.Содержание учебно-тематического плана
Содержание учебно-тематического плана (перспективное планирование кружковой работы) ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Учебно – тематический план.
(Перспективное планирование кружковой работы)
Месяц |
Игры - занятия |
Цель |
Литература |
Сентябрь 1- 2- 3 неделя |
Контроль- проверочные занятия |
Выявление уровня развития элементарных математических представлений детей |
Диагностические задания по математическому развитию детей |
Сентябрь 4-неделя |
Занятие 1 |
ТРИЗ. «Противоречия в предметах» Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.
|
Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений»(№2)
|
Октябрь 1 -неделя |
Занятие 2. |
Закрепить умение находить много предметов и дин предмет. Познакомить с цифрой 1, обозначающей число один. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 24 |
Октябрь 2 - неделя |
Занятие 3. |
Развивать у детей внимание, умение работать по образцу; производить анализ и синтез |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001 с.7 -8 |
Октябрь 3 - неделя |
Занятие 4. |
Учить детей сравнивать фигуры, отмечая различные признаки |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001 С.9 |
Октябрь 4 - неделя |
Занятие 5. |
Учить различать множества с одним и двумя элементами на основе сопоставления этих множеств. Познакомить с цифрой 2, обозначающей число 2. Учить ориентироваться в пространстве относительно себя. Закрепить умение правильно определять и называть геометрические фигуры: круг, овал и цвета: жёлтый, оранжевый. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 24 |
Ноябрь 1- неделя |
Занятие 6. |
Учить детей соотносить числа 2 и 3 с их количественной моделью; уточнить представления о треугольнике |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001 С.8 |
Ноябрь 2 - неделя |
Занятие 7. |
Развивать у детей представление о форме геометрического тела |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №2,2001. С.9 |
Ноябрь 3- неделя |
Занятие 8. |
Закрепить умение сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте. Познакомить с числом три и цифрой 3; учить ориентироваться в пространстве: возле, под, за. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.26-27 |
Занятие 9. |
Учить детей ориентироваться на плоскости; конструировать макет из геометрических форм |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №2,2001. С.10-11 |
|
Ноябрь 4- неделя |
Занятие 10. |
Упражнять в порядковом счёте. Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов; Учить считать в пределах четырёх. Познакомить с цифрой 4. Закрепить знание оранжевого, голубого, розового, белого цветов. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 24 |
Декабрь 1- неделя |
Занятие 11. |
Уточнить представления детей о квадрате. Учить конструировать фигуры из квадратов; соотносить число 4 с его количественной моделью |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №1,2001. С.10 -11 |
Декабрь 2- неделя |
Занятие 12. |
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение выделять одновременно три свойства: форму, цвет, размер. Учить считать в пределах пяти, устанавливая, сто прибавляя единицу, мы получаем следующее число. Познакомить с цифрой 5. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 29 |
Декабрь 3-неделя |
Занятие 13. |
ТРИЗ. « Противоречия в размерах» Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.
|
Гин С. И. « Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений».(№ 5)
|
Декабрь 4- неделя |
Занятие 14. |
Логические задачи. Весёлые раскраски для развития мышления. |
Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 1,2), С.102 |
Январь 2- неделя |
Занятие15. |
Учить детей ориентироваться на плоскости; конструировать макет из геометрических форм |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №2 ,2001С.10-11 |
Январь 3- неделя |
Занятие 16. |
Учить устанавливать связь между числом и количеством предметов, обозначать число шесть цифрой 6. Умение сравнивать предметы по высоте: самый низкий, выше, самый высокий. Учить самостоятельно применять способ наложения для определения схожих форм. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.28 - 29 |
Январь 4- неделя |
Занятие 17. |
Логические задачи. Весёлые раскраски для развития мышления. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук. |
Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 3,4), С.102 |
Февраль 1- неделя |
Занятие 18. |
Учить детей ориентироваться в порядке следования чисел натурального ряда; учить переносить пространственные отношения с плоскостного изображения на объёмное и обратное |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №2 ,2001. С.10-11, С.11 -12 |
Февраль 2- неделя |
Занятие 19. |
ТРИЗ. «Противоречия в количестве» Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества. |
Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений». (№ 6)
|
Февраль 3- неделя |
Занятие 20. |
Учить обозначать множество из семи предметов числом семь и цифрой 7. Закреплять умение группировать предметы по цвету, устанавливать временные отношения (последовательность части суток). |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.29 -31 |
Февраль 4- неделя |
Занятие 21. |
Логические задачи. Весёлые раскраски для развития мышления. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук. |
Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 5,6), С.103 |
Март 1 - неделя |
Занятие 22. |
Учить детей конструировать сюжет из геометрических фигур |
Журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2001С.15 -16 |
Март 2 - неделя |
Занятие 23. |
Логические задачи. Задания на обобщение и классификацию. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук. |
Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82 (.№ 7,8), С.86 (№1) |
Март 3 - неделя |
Занятие 24. |
Учить устанавливать взаимозависимости в группах различных предметов, сравнивать их. Дать представление о том, что количество предметов не зависит от их величины. Закрепить навыки счёта в пределах восьми. Познакомить с цифрой 8. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.31 -32 |
Март 4- неделя |
Занятие 25. |
Учить детей умению ориентироваться на плоскости и в пространстве |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 10,2003г.С.23 - 29 |
Апрель 1- неделя |
Занятие 26. |
Закрепить знание цифр от 1 до 8, познакомить с цифрой 9.Упражнять в сравнении количества предметов способом приложения. Учить составлять целое из частей. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.32 -39 |
Апрель 2- неделя |
Занятие 27. |
Задания на обобщение и классификацию. Развивать мыслительные способности, мелкую моторику рук. |
Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.84 (.№ 9-11), С.87 (№2) |
Апрель 3- неделя |
Занятие 28. |
Логические задачи. Игра «Слонопотам и тигролошадь» Развивать фантазию и воображение, образное мышление, моторику рук. |
Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.82, С84 (№12-13) |
Апрель 4- неделя |
Занятие 29. |
Познакомить с числом и цифрой 10. Повторить цифры от 1 до 9. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.33-34 |
Май 2- неделя |
Занятие 30. |
Игра «Отгадай-ка». Научить устанавливать простые закономерности и делать выводы. |
Ю.Гурьянова Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». С.59 - 60, С.92 (№1) |
Май 3- неделя |
Контрольно – проверочное занятие |
Закрепить с числом десять и обозначением его цифрами 1 и 0. |
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2003г.С.33-34 |
Май 4- неделя |
Контрольно – проверочное занятие |
Выявить уровень интеллектуального развития на основе проведения контроль- проверочных занятий. |
Диагностические задания по математическому развитию детей |
3.Программно- методический комплекс
Материальное обеспечение:
- ТСО;
-Оборудование: игрушки, конструкторы «Лего», настольные дидактические игры, мешочек, фланелеграф, круги Луллия;
-Демонстрационный: схемы, модели, иллюстрации, картинки, книги;
-Раздаточный материал: фломастеры, карандаши, счётные палочки, природный материал, карточки для занятий.
Методическое обеспечение:
-Пособия для дидактических игр: сенсорные, моделирующего характера, специально придуманные педагогами для обучения детей;
- Игры с элементами ТРИЗ технологии «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений». Автор- Гин.С.И;
-Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет» Автор - Гурьянова Ю.Ю;
-Для проведения физкультминуток: Музыка с мамой. Компакт – диск серии развивающих игр для детей. Авторы методики Сергей Железнов, Екатерина Железнова;
- DVD диск: «Уроки тетушки Совы»;
- Презентация «Занимательная математика и счёт для дошкольников».
Используемая литература
1.Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.учреждений». (№ 6): 3-е изд.-Минск: ИВЦ Минфина, 2007;
2.Гурьянова Ю.Ю.Азбука развития. «Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет». Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов.- М.: ООО «ИД РИПОЛ классик, ООО Издательство «ДОМ .XXI век», 2008;
3. Журналы: «Дошкольное воспитание» № 10-11.2003г; «Ребёнок в детском саду» №1-2,2001;
4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3- е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.;
5.Сайт http://www.logozavr.ru/1256/ «Уроки мудрой совы. Умные игры для умных детей, родителей и учителей».