Конспект по речевому развитию детей посредством театрализованной деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая возрастная группа.
Воспитатель: Сорочкина Елена Владимировна.
Тема НОД: "В гостях у Каркуши""
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: создавать условия для всестороннего развития младших дошкольников: развития активной речи детей на материале сказок; формирования у детей слухового восприятия, внимания, памяти.
Задачи с учётом интеграции образовательных областей:
- Образовательные:
-Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной диалогической речи, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы из знакомой сказки «Теремок» в обр. А.Н.Толстого; формировать умение менять темп и силу голоса («Речевое развитие»);
-Формировать первичные представления детей о животном мире; расширять представления о диких животных, о среде их обитания; развивать интерес детей, любознательность через познавательные действия («Познавательное развитие»).
- Развивающие:
-Развивать эмоциональное взаимодействие с взрослыми и детьми, умение вступать в процесс общения; устойчивый интерес к различным видам театрально-игровой деятельности. Воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние («Социально - коммуникативное развитие»);
-Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных; восприятие фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. («Художественно – эстетическое развитие»);
-Развивать и обогащать двигательный опыт детей, развивать активность самостоятельность («Физическое развитие»).
- Воспитательные:
Воспитывать положительные качества личности - уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки («Социально-коммуникативное развитие»).
- Оздоровительные:
Повышать двигательную активность детей; развивать зрительное и слуховое восприятие; артикуляционную, общую и мелкую моторику; следить за осанкой, менять смену положений детей во время НОД («Физическое развитие»).
Методы и приёмы (практические, словесные, наглядные):
- Игра;
- Организация сюрпризного момента;
- Проведение физкультминутки;
- Вопрос-ответ;
- Поощрение.
Виды деятельности: игровая (драматизация, театр на фланелеграфе по сказке «Теремок» А.Н. Толстого); коммуникативная (артикуляционная гимнастика «Песенка для Каркуши», беседа, вопросы к детям, рассказывание сказки); двигательная (имитация движений животных под музыку); музыкальная («игрушечная песенка – «Тук, тук мы стучим!»); познавательно-исследовательская (игра «Круги Луллия» (ТРИЗ) - «Жилища животных»; элементарно- трудовая («Рассели зверят в теремке»)
Формы организации: групповая, подгрупповая, работа в парах.
Формы реализации детских видов деятельности: процесс театрализованной игры способствовал речевому развитие детей – это освоение выразительности речи и умение передавать характер персонажей сказок интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами; взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре «Жилища животных»; проявлять желание сооружать постройку дома-теремка; использовать умения танцевальных и игровых импровизаций в самостоятельной деятельности; отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры.
Оборудование: игрушка- Каркуша; костюмы персонажей по сказке «Теремок»; маскарадные шапочки- маски зверят; «горшок-теремок»; солнышко, обачко, деревья для декорации лесной полянки ; пособие «Круги-Луллия»; фланелеграф – новый теремок с героями сказки; магнитофон; флешкарта с записью музыки природы, для выхода животных по тексту сказки, игрушечной песенки «Тук, тук мы стучим!», весёлой песенки «Волшебный дом».
Предварительная работа: создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми; показ пальчикового театра, чтение, рассматривание иллюстраций, прослушивание на аудиозаписи и просмотр на видео р.н. сказки «Теремок»; обсуждение содержания сказки, просматривание иллюстраций «Дикие животные»; проведение дидактической игры «Кто, де живёт?»; игры- имитации движений диких животных.
ХОД НОД
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) |
|
Утром в группу приходит письмо от Каркуши, которая приглашает ребят в гости в лес. Перед НОД воспитатель спрашивает: -Ребята, почему вы так нарядились? Куда собрались? -Все готовы? Ну, тогда идём в лес! Под аудиозапись «Музыка природы» приходят в «лес». Берёт игрушку: -Здравствуй, Каркуша! Каркуша здоровается: «Кар-кар-кар!» Воспитатель: -Каркуша! Какая ты нарядная, красивая, надела бусы, кольца. Ворона «поёт»: «Кар-кар-кар!» Воспитатель: - Песня твоя не очень напевная, хочешь мы тебя научим красивую псенку петь? Ворона: -Спойте, пожалуйста! Поёт вместе с детьми, хвалит ребят, приглашает в гости в лес. -Хотите узнать, кто живёт со мной в лесу? |
Дети, наряженные в костюмы зверят, насекомых отвечают: -В лес, в гости к Каркуше.
Слушают музыку; здороваются с Каркушой, обращают внимание на её наряд.
Поют песенку для Каркуши «А-А-А-А» (Повторяют 2-3 раза)
Ответы детей: хотим. |
Основная часть |
|
Воспитатель обращает внимание среди деревьев «горшок-теремок» -Да это волшебный лес. -Ребята, вы догадались, из какой сказки этот «горшок»?
Каркуша: -Интересно, что это за сказка? Воспитатель: - Покажем сказку Каркуше? Воспитатель-рассказчик: -Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: Видит – никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать. Прилетел комар-пискун и спрашивает:
Вот они стали жить вдвоем. Прибежала мышка-погрызуха и спрашивает:
Стали они жить втроем. Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:
Стали они жить вчетвером. Бежит зайчик и спрашивает:
Стали они жить впятером. Бежала мимо лиса и спрашивает:
Стали они жить вшестером. Прибежал волк:
Вот живут они семеро все вместе – и горя мало. Пришел медведь и стучится:
Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал.
-Какая чудесная сказка! 2.Игра «Жилища животных» Воспитатель: -Ребята, как называют животных, которые живут в лесу? -В лесу звери сами себе строят жилища. Используя пособие «Круги-Луллия» (ТРИЗ), предлагает «поселить» каждого из зверят в его домик. Во время игры для закрепления материала спрашивает: «Кто где живёт ?»
Предлагает подумать: - Где домик у комара (мухи)? Физкультминутка - Медведь развалил теремок, что же делать? Как зверям жить дальше? Теремка нет! Что надо сделать? Давайте построим новый теремок для наших зверей Игрушечная песенка – «Тук, тук мы стучим!» Тук, тук мы стучим! Мишку напугать хотим. А теперь потише, Чтоб не боялись мыши. 3. Игра «Рассели зверят в теремке». Выставляет новый теремок на фланелеграфе: - Молодцы, какой у вас большой замечательный терем получился! Теперь всем места хватит! - Куда мы поселил медведя, лису, волка и т.д… Почему? Под аудиозапись песенки «Волшебный дом предлагает в нём расселить героев сказки: Читает четверостишие: Вот и новый теремок, И красив он и высок, Без веселья в нем нельзя, В теремке живут друзья! |
Ответы детей: «горшок» из сказки «Теремок»
Ответы детей: покажем!
Ребёнок - муха-горюха: -Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? («Заходит» в теремок). Ребёнок – комар-пискун: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? – Я, муха-горюха. А ты кто? – Я комар-пискун. – Ступай ко мне жить. Ребёнок – мышка-погрызуха: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? – Я, муха-горюха. – Я, комар-пискун. А ты кто? – Я мышка-погрызуха. – Ступай к нам жить. Ребёнок- лягушка-квакушка: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? – Я, муха-горюха. – Я, комар-пискун. – Я, мышка-погрызуха. А ты кто? – Я лягушка-квакушка. – Ступай к нам жить. Ребёнок-зайчик: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? – Я, муха-горюха. – Я, комар-пискун. – Я, мышка-погрызуха. – Я, лягушка-квакушка. А ты кто? – Я заюнок-кривоног, по горке скок. – Ступай к нам жить. Ребёнок-лиса: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? – Я, муха-горюха. – Я, комар-пискун. – Я, мышка-погрызуха. – Я, лягушка-квакушка. – Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто? – Я лиса – при беседе краса. – Ступай к нам жить. Ребёнок-волк: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? – Я, муха-горюха. – Я, комар-пискун. – Я, мышка-погрызуха. – Я, лягушка-квакушка. – Я, заюнок-кривоног, по горке скок. – Я, лиса – при беседе краса. А ты кто? – Я волк-волчище – из-за куста хватыш. – Ступай к нам жить. Ребёнок-медведь: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? – Я, муха-горюха. – Я, комар-пискун. – Я, мышка-погрызуха. – Я, лягушка-квакушка. – Я, заюнок-кривоног, по горке скок. – Я, лиса – при беседе краса. – Я, волк-волчище – из-за куста хватыш. А ты кто? – Я вам всем пригнетыш! (Наклоняется над «горшком» и он разваливается).
Ответы детей: дикие.
Работа в парах. Один ребёнок раскручивает первое «кольцо», находит дикое животное, например, медведя. Другой ребёнок раскручивает второе «кольцо», находит его домик – в берлоге. (Затем мышка- в норке, волк- в логове, зайка-под кустом, лиса - в норе, лягушка- в пруду, ёжик - в листочках.) Предположения детей: у комара и мухи нет домика.
Ответы детей: надо построить новый теремок.
Под ритм строк песенки ударяют кулачок об кулачок, громко и чётко проговаривают слова, затем тихо. (Повторяют 2 раза)
Предположения детей. Выкладывают на фланелеграфе всех персонажей сказке, по мере их появления и называют их.
|
Заключительная часть (рефлексия) |
|
Воспитатель спрашивает: - Понравилось вам показывать сказку Каркуше? -Как она называется? - Какие животные живут с Каркушей в лесу? - Что вам больше всего понравилось сегодня? - Вы хотели бы узнать кто, чем питается из животных леса? Каркуша: -Я обязательно вам расскажу много интересного о лесных жителях моего леса! А сейчас мне пора лететь, кормить своих воронят. До свидания! Кар-кар-кар! Воспитатель: - Спасибо тебе, Каркуша, до свидания! И нам пора возвращаться в детский сад. |
Ответы детей. Делятся своими впечатлениями.
Прощаются с Каркушей.
Под аудиозапись «Музыка природы», ребята возвращаются в «детский сад», переодеваются.
|
Литература:
1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам 2-3 лет, -СПб.:»Паритет», 2006;
2.Лукина Н.А.,Никкинен И.И. М «Научи меня слышать». Методическое пособие Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. - СПб: «Паритет», 2003;
3.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/ авт. – сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013.