Конспект по речевому развитию детей посредством театрализованной деятельности.

Возрастная группа: вторая младшая возрастная группа.

Воспитатель: Сорочкина Елена Владимировна.

Тема НОД: "В гостях у Каркуши""

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: создавать условия для всестороннего развития младших дошкольников: развития активной речи детей на материале сказок;  формирования у детей слухового восприятия, внимания, памяти.

Задачи с учётом интеграции образовательных областей:

  • Образовательные:

-Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной диалогической речи,  предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы из знакомой сказки «Теремок» в обр. А.Н.Толстого; формировать умение менять темп и силу голоса («Речевое развитие»);

-Формировать  первичные представления детей о животном мире; расширять представления  о диких животных, о среде их обитания; развивать интерес детей, любознательность через познавательные действия («Познавательное развитие»).

  • Развивающие:

-Развивать эмоциональное взаимодействие с взрослыми и детьми, умение вступать в процесс общения; устойчивый интерес к различным видам театрально-игровой деятельности. Воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние («Социально - коммуникативное развитие»);

-Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных; восприятие фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. («Художественно – эстетическое развитие»);
-Развивать и обогащать двигательный опыт детей, развивать активность самостоятельность  («Физическое развитие»).

  • Воспитательные:

Воспитывать положительные качества личности - уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки («Социально-коммуникативное развитие»).

  • Оздоровительные:

Повышать двигательную  активность детей; развивать зрительное и слуховое восприятие; артикуляционную, общую и мелкую  моторику; следить за осанкой, менять смену положений детей во время НОД («Физическое развитие»).

Методы и приёмы (практические, словесные, наглядные):

  • Игра;
  • Организация сюрпризного момента;
  • Проведение физкультминутки;
  • Вопрос-ответ;
  • Поощрение.

Виды деятельности: игровая (драматизация, театр на фланелеграфе по сказке «Теремок» А.Н. Толстого);  коммуникативная (артикуляционная гимнастика «Песенка  для Каркуши», беседа, вопросы к детям, рассказывание сказки); двигательная (имитация движений животных под музыку); музыкальная («игрушечная песенка –   «Тук, тук мы стучим!»); познавательно-исследовательская (игра «Круги Луллия» (ТРИЗ) -  «Жилища животных»; элементарно- трудовая («Рассели зверят в теремке»)

Формы организации: групповая, подгрупповая, работа в парах.

Формы реализации детских видов деятельности: процесс театрализованной игры способствовал речевому развитие детей – это освоение выразительности речи и умение передавать характер персонажей сказок  интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами; взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре «Жилища животных»; проявлять  желание сооружать постройку дома-теремка; использовать умения танцевальных и игровых импровизаций  в самостоятельной деятельности; отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры.

Оборудование: игрушка- Каркуша; костюмы персонажей по сказке  «Теремок»;  маскарадные шапочки- маски зверят; «горшок-теремок»; солнышко, обачко, деревья для декорации лесной полянки ; пособие «Круги-Луллия»;  фланелеграф – новый теремок с героями сказки; магнитофон; флешкарта с записью музыки природы, для выхода животных по тексту сказки, игрушечной песенки «Тук, тук мы стучим!», весёлой песенки «Волшебный дом».

Предварительная работа: создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми;  показ пальчикового театра, чтение, рассматривание иллюстраций, прослушивание  на аудиозаписи и просмотр  на видео р.н. сказки «Теремок»; обсуждение содержания сказки, просматривание иллюстраций «Дикие животные»;  проведение дидактической игры «Кто, де живёт?»;  игры- имитации движений диких животных.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Утром в группу приходит письмо от Каркуши, которая приглашает ребят в гости в лес.

Перед НОД воспитатель спрашивает:

-Ребята, почему вы так нарядились? Куда собрались?

-Все готовы? Ну, тогда идём в лес!

Под  аудиозапись «Музыка природы»  приходят в «лес».

 Берёт игрушку:

-Здравствуй, Каркуша!

Каркуша здоровается: «Кар-кар-кар!»

Воспитатель:

-Каркуша! Какая ты нарядная, красивая, надела бусы, кольца.

Ворона «поёт»: «Кар-кар-кар!»

Воспитатель:

- Песня твоя не очень напевная, хочешь мы тебя научим красивую псенку петь?

Ворона:

-Спойте, пожалуйста!

Поёт вместе с детьми,  хвалит ребят, приглашает  в гости в лес.

-Хотите узнать, кто живёт со мной в лесу?

Дети, наряженные в костюмы зверят, насекомых отвечают:

-В лес, в гости к Каркуше.

 

 

 

Слушают музыку; здороваются с Каркушой, обращают внимание на её наряд.

 

 

 

 

 

 

 

Поют песенку для Каркуши  «А-А-А-А» (Повторяют  2-3  раза)

 

 

 

 

Ответы детей: хотим.

Основная часть

Воспитатель обращает внимание среди деревьев «горшок-теремок»

-Да это волшебный лес.

-Ребята, вы догадались,  из какой сказки этот  «горшок»?

 

Каркуша:

-Интересно, что это за сказка?

Воспитатель:

- Покажем   сказку  Каркуше?

Воспитатель-рассказчик:

-Ехал мужик с горшками и потерял один горшок.

Прилетела муха-горюха и спрашивает:

Видит – никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать.

Прилетел комар-пискун и спрашивает:

 

 

 

 

Вот они стали жить вдвоем.

Прибежала мышка-погрызуха и спрашивает:

 

 

 

 

 

Стали они жить втроем.

Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:

 

 

 

 

 

 

Стали они жить вчетвером.

Бежит зайчик и спрашивает:

 

 

 

 

 

 

 

Стали они жить впятером.

Бежала мимо лиса и спрашивает:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стали они жить вшестером.

Прибежал волк:

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот живут они семеро все вместе – и горя мало.

Пришел медведь и стучится:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал.


Каркуша хвалит ребят:

-Какая чудесная сказка!

2.Игра «Жилища животных»

Воспитатель:

-Ребята, как называют животных, которые живут в лесу?

-В  лесу звери  сами себе строят жилища.

Используя  пособие «Круги-Луллия»  (ТРИЗ),  предлагает «поселить» каждого из зверят в его домик.

Во время игры для закрепления материала спрашивает: «Кто где живёт ?»

 

 

 

Предлагает подумать:

- Где домик у комара (мухи)?

Физкультминутка

- Медведь развалил   теремок, что же делать? Как зверям жить дальше? Теремка нет! Что надо сделать?

Давайте построим новый теремок для наших зверей

Игрушечная песенка –   «Тук, тук мы стучим!»

Тук, тук мы стучим!

Мишку напугать хотим.

А теперь потише,

Чтоб не боялись мыши.

3. Игра «Рассели зверят в теремке».

Выставляет новый теремок на фланелеграфе:

 - Молодцы, какой у вас большой замечательный терем получился! Теперь всем места хватит!

- Куда мы поселил медведя, лису, волка и т.д… Почему?

Под аудиозапись песенки «Волшебный дом предлагает в нём расселить героев сказки:

Читает четверостишие:

Вот и новый теремок,

И красив он и высок,

Без веселья в нем нельзя,

В теремке живут друзья!

 

 

 

Ответы детей: «горшок» из сказки «Теремок»

 

 

 

 

Ответы детей: покажем!

 

 

 

Ребёнок - муха-горюха:

-Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? («Заходит» в теремок).

Ребёнок – комар-пискун:

 – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха. А ты кто?

– Я комар-пискун.

– Ступай ко мне жить.

Ребёнок – мышка-погрызуха:

– Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха.

– Я, комар-пискун. А ты кто?

– Я мышка-погрызуха.

– Ступай к нам жить.

Ребёнок- лягушка-квакушка:

– Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха.

– Я, комар-пискун.

– Я, мышка-погрызуха. А ты кто?

– Я лягушка-квакушка.

– Ступай к нам жить.

Ребёнок-зайчик:

– Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха.

– Я, комар-пискун.

– Я, мышка-погрызуха.

– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

– Я заюнок-кривоног, по горке скок.

– Ступай к нам жить.

Ребёнок-лиса:

– Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха.

– Я, комар-пискун.

– Я, мышка-погрызуха.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?

– Я лиса – при беседе краса.

– Ступай к нам жить.

Ребёнок-волк:

– Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха.

– Я, комар-пискун.

– Я, мышка-погрызуха.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

– Я, лиса – при беседе краса. А ты кто?

– Я волк-волчище – из-за куста хватыш.

– Ступай к нам жить.

Ребёнок-медведь:

 – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха.

– Я, комар-пискун.

– Я, мышка-погрызуха.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

– Я, лиса – при беседе краса.

– Я, волк-волчище – из-за куста хватыш. А ты кто?

– Я вам всем пригнетыш! (Наклоняется над «горшком» и он разваливается).

 

 

 

 

 

Ответы детей: дикие.

 

Работа в парах.

Один ребёнок раскручивает первое «кольцо», находит дикое животное, например, медведя. Другой ребёнок раскручивает второе «кольцо», находит его домик – в берлоге. (Затем мышка-

в норке, волк- в логове, зайка-под кустом, лиса - в норе, лягушка- в пруду, ёжик - в листочках.)

Предположения детей: у комара и мухи нет домика.

 

 

Ответы детей: надо построить новый теремок.

 

 

Под ритм строк песенки  ударяют  кулачок об  кулачок, громко и чётко  проговаривают слова, затем тихо. (Повторяют 2 раза)

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

Выкладывают на фланелеграфе всех персонажей сказке,  по мере их появления и называют их.

 

 

 

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель спрашивает:

- Понравилось вам показывать сказку Каркуше?

 -Как она называется?

- Какие животные  живут с Каркушей в лесу?

- Что вам больше всего понравилось сегодня?

- Вы хотели  бы   узнать  кто, чем питается из животных леса?

Каркуша:

-Я обязательно вам расскажу много интересного о лесных жителях моего леса! А сейчас мне  пора лететь, кормить своих воронят. До свидания! Кар-кар-кар!

Воспитатель:

- Спасибо тебе,  Каркуша, до свидания! И нам пора возвращаться  в детский сад.

Ответы детей.

Делятся своими впечатлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прощаются с Каркушей.

 

 

Под аудиозапись «Музыка природы», ребята возвращаются  в  «детский сад», переодеваются.

 

Литература:

1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам  2-3 лет, -СПб.:»Паритет», 2006;

2.Лукина Н.А.,Никкинен И.И. М «Научи меня слышать». Методическое пособие Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. - СПб: «Паритет», 2003;

3.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/ авт. – сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013.